УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

денников и последователей. При обрисовке Волохова сказа­ лись необычные для писателя торопливость, схематичность и злоупотребление черной краской до невероятного. Демокра­ тическая критика имела полное основание обвинить писателя в сознательной утрировке образа Марка, граничащей с по­ терей всякого правдоподобия. «Г. Гончаров, рисуя Марка,— писал Шелгунов,— хотел сказать будущей России—вот чем ты можешь быть — спасайся!»1. Верность вывода Шелгуно- ва — «спасайся!» — фактически подтвердил и сам автор, ко­ торый считал, что падение Веры знаменует собою падение русской девушки, русской женщины, ставшей «жертвой в борьбе старой жизни с новой». Однако в литературе 60-х и последующих годов имелись примеры искреннего увлечения благородными идеалами, но­ сителями которых выступали у Чернышевского новые люди. Писатели В. Слепцов. М. Вовчок, Г. Успенский, Бажов, Ому- левский, Кушевский, Мордовцев, Шеллер-Михайлов и многие другие каждый по-своему пытались продолжить традиции Чернышевского. Центральной проблемой в их произведениях оставалась проблема положительного героя, выходца из раз­ ночинцев. Наиболее талантливым последователем Чернышевского оказался, конечно, Слепцов, создавший социально-политиче­ скую повесть «Трудное время». Писатель построил сюжет по­ вести на основном конфликте эпохи: борьба революционных демократов и либералов после крестьянской реформы. Он ри­ сует либерала Щетинина, близкого к образу либерала Ря­ занцева из «Пролога», который ненавидит крестьян, однако свою неприязнь он маскирует фразами о «братьях мужиках»; эта же фразеология в какой-то мере затушевывает его пол­ нейшую духовную никчемность. Щетинину противостоит демократ Рязанов с его враждеб­ ностью к либеральной идеологии и скептицизмом к прави­ тельственным реформам. Рязанов рассматривает результат реформы с точки зрения интересов народа. Он понимает не­ избежность «партизанской войны» крестьян против помещи­ ков и чиновников и верит, что в конечном счете она должна увенчаться победой народа. Проблема положительного героя поставлена была в по­ вести «Трудное время» в плане требований эпохи, но оконча- * Н. В. Ш е л г у н о в , «Избранные литературно-критические статьи», из-во ЗИФ, М.—Л, стр. 46.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=