УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
прибавляется еще и физическое уродство, оттеняемое до крайности неряшливым костюмом. Словом, наш нигилист не образован, глуп, подл, ленив, труслив, развратен, некрасив и грязен» С Даже первоклассные мастера слова в пореформенную ло ру не устояли против веяния времени, создав «Преступление и наказание», «Дым» и «Обрыв». Проблема «нигилизма» осо бенно остро поставлена была в романе Достоевского. Вообще писатель и в «Преступлении и наказании» не отказался от своего гуманного отношения к городским низам, но его реакционная идеология значительно ослабила жизненную правду романа. Автор изображает борьбу революционеров как анархическое бунтарство одиночек, способных на изувер ство. Эгоизму и бунтарству Раскольникова Достоевский проти вопоставляет смирение и покорность Сони Мармеладовой. Именно она, как носительница христианской морали, вопло щает силы, способные спасти Раскольникова. В искаженном виде представлены новые люди в романе Тургенева «Дым» в лице властолюбца-кретина Губарева, недалекого Биндасова и полоумной госпожи Суханчиковой. Писатель перенес своих героев за границу, где они, оторван ные от родного народа, превратились в беспочвенных и глу пых говорунов. Не случайно Писарев с показным недоумени ем спрашивал Тургенева, куда он подевал Базарова, неуже ли он серьезно считает, что Евгений Васильевич переродился в Биндасова? Автор, по мнению критика, утерял прежнюю зоркость и потому слона-то не заметил, т. е. не увидел лю дей базаровского типа, живущих в новых исторических усло виях 2. Гончаров так же, как и Тургенев, усмотрел в нигилизме опасную, губительную силу, о чем свидетельствует образ Марка из «Обрыва». Творческая история Волохова весьма поучительна. Окончательный замысел романа и личности Волохова, в частности, определился в то время, когда Гонча ров бесповоротно встал на позиции, враждебные революци онным демократам. В законченном виде «нигилист» дается писателем в отрыве от революционно-демократического дви жения, это какой-то беспочвенный одиночка, без предшест- 1 Г. В. П л е х а нов , Искусство и литература. Госполитиздат, М., 1948, стр. 501. 2 Д. И. П и с а р е в , Собр. соч., т. 4, М. 1955, сгр. 424—425. 316
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=