УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

циализма и революции, поиски героя, представляющего с точ­ ки зрения писателя движущую силу в историческом процессе, активное вмешательство автора в сюжетную линию романа и насыщение его боевой публицистикой. Правда, каждый из писателей, в зависимости от мировоззрения, по-своему ре­ шал поставленные проблемы, но остаться равнодушным к ним он не мог. Все это объясняется в первую очередь ростом народ­ ности в освободительном движении и литературе. Народ­ ные массы все более приобщались к историческому прогрес­ су, а это не могло не оказывать влияния на писателей. «Наша художественная литература в прошлом была наполнена глу­ боким социальным содержанием,—писал М. И. Калинин. — И это делало нашу литературу народной»3. Идеи романа Чернышевского на одних действовали бла­ готворно, у других вызывали острую ненависть, о чем свиде­ тельствует появление «антинигилистического романа», мут­ ный поток которого захлестнул книжный рынок. Даже такие талантливые писатели, как Писемский, Лесков, создают «Взбаламученное море», «Некуда», «На ножах». Основная мысль романа Писемского сводится к следую- .щему положению: в жизни все переворотилось, смешалось, получился какой-то сумбур, а нечестные темные личности в это время ловят рыбку в мутной воде. В романе карикатур­ но даны образы революционеров-демократов в лице Валериа­ на Собакеева, Елены, Басардина, Галкина. Программа их деятельности чрезвычайно проста: призыв к топору, анархи­ ческому разбою и грабежу. Шельмуя подлинных защитников народа, автор, в противовес им, рисует программный образ в лице разночинца Веригина, который по-своему приблизился к народу. Став мировым посредником, он не истязал кресть­ ян, а только «стращал» их и таким образом помогал мудрому п дальновидному правительству в его преобразованиях. Лесков так же, как и Писемский, в своих романах взял явления случайные и привходящие. Пародии на подлинных демократов, имелись, конечно, в самой действительности, это их Щедрин называл «вислоухими». Но ведь они были обезь­ янами, неизбежным злом, а не деятелями эпохи. Нигилисты в изображении Лескова — люди беспринципные, с разбойным девизом, кровожадные, призывающие «пустить ей (России— .Vf. Н.) кровь и повыдергать зубы». Через весь роман прохо- J М. И. Калинин об искусстве и литературе, М., 1957, стр. 52. 314

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=