УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

дения, совершенствования, как и в произведениях Чернышев­ ского. Толстой — непревзойденный психолог. Уже в «Севасто­ польских рассказах», а затем и в «Войне и мире» он часто прибегает не только к изображению чувств, но и к анализу мыслей. Интеллектуальное начало особенно заметно в на­ туре Андрея Болконского, который постоянно анализирует происходящее в нем и вокруг его. Это— характерная черта литературы просветителей. Определяя способы типизации образов, Толстой указы­ вал, что у него «есть лица, списанные и не списанные, с жи­ вых людей» К И действительно, не у многих писателей XIX ве­ ка обнаруживается такое обилие прототипов, как в произ­ ведениях Толстого и Чернышевского, однако ни тот ни дру­ гой не занимались натуралистическим воспроизведением жи­ вых лиц. Даже в применении отдельных приемов у Чернышевского и Толстого обнаруживаются удивительные совпадения. О Вере Павловне, например, читатель судит по тому впе­ чатлению, какое произвела она на Лопухова. И у Толстого Наташа дается через восприятие Бориса Друбецкого, Андрея Болконского и др. действующих лиц романа. Все сказанное дает основание утверждать, что творческий метод писателя-реалиста зачастую позволяет ему смотреть на жизнь гораздо шире его политических горизонтов. Общие чер­ ты в творческих методах писателей, далеких по мировоззре­ нию,— свидетельство дальнейшего роста демократизации, идейности и народности русской литературы. 8 . В статье «Кукольная трагедия с букетом гражданской скор­ би» Писарев заявил, что «каждый из наших образованных со­ отечественников должен непременно переработать в своем уме» содержание «Что делать?». Активное воздействие романа на читателей признается как аксиома. По свидетельству А. М. Скабичевского, он «сыграл великую роль в русской жизни, всю передовую интеллигенцию направив на путь социализма». Не исповедывающие житейских правил, изложенных в «Что делать?», считались «сонмищем нечестивых пошляков и пре­ зренных филистеров»2. Устраивали частную жизнь по образцу 1 Русские писатели о литературе, т. II, стр. 143. 2 Журн. «Исторический вестник», январь, 1910 г., стр. 45. 20* 307

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=