УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
Они понимают, что жить в отрыве от народа нельзя, и в то же время им неведомы пути сближения с народом. Филантропиче ские начинания Нехлюдова закончились крахом, да и Оленина казаки не приняли в свою общину. В решении конфликта меж ду барином и мужиком Толстой не мог пойти по либеральному пути, как это сделал, например, Григорович в «Переселенцах». Это значило сгладить жизненные противоречия и погрешить против истины. Однако он не принял и правды мужицких де мократов, что означало бы сделать Нехлюдова и Оленина предшественниками Рахметова. Толстой, как и Чернышевский, утверждает мысль о решаю щей роли народа в истории, однако исторический процесс по нимается им как явление фатальное. Писатель, таким обра зом, рационализму демократов противопоставил интуитивное, стихийное начало, роевый образ жизни. Не случайно Толстой решил дать в учителя графу Безухову мужичка Каратаева. Однако художественное чутье подсказало писателю сделать Пьера одним из ранних предвестников декабризма. Логика развития самого характера неизбежно привела Пьера в стан активных борцов за обновленную Россию, и его решение Ка ратаев не одобрил бы. Факт довольно примечательный: на пути к революции создавал образы новых людей и Чернышев ский. Толстой не разделял точку зрения Чернышевского на роль женщины в обществе, и тем не менее во взглядах автора «Анны Карениной» на семейную жизнь есть одна мысль, ко торую целиком принимали и революционные демократы. Тол стой указывал, что нельзя строить семейные отношения только на страсти, нужна еще общность интересов, духовная близость. Земные плотские женщины, созданные Толстым, во многом от личаются от тургеневских идеально-романтических женщин и близки в этом отношении к героиням Чернышевского, хотя да леко превосходят их по внешней выразительности и полноте душевного мира. Критерием в определении нравственных качеств человека Толстой, как и революционные демократы, выдвигал два ос новных признака: заинтересованность героя в судьбе родины и его отношение к народу. Духовно богатые положительные герои Толстого, осозна вая свое несовершенство, все силы направляют на преодоле ние своих недостатков. Так, например, Пьер, которого обуре вают низменные страсти, ведет в самом себе борьбу за чело века. Характер, таким образом, развивается по пути восхож 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=