УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
тению к родине, народу, жизни общества. Правда, писатель не предъявлял к ним еще одного требования, которое имело решающее значение в эстетике революционных демократов: умение сочетать слово с делом. Вот здесь и обнаруживалось уязвимое место. Тургеневским героям не хватает волевых ка честв, ясности цели и последовательности в ее достижении. Тургенев обнаружил замечательное мастерство в раскры тии душевного мира человека. Приемы психологического ана лиза умело были использованы и Чернышевским в психологи ческой повести «История одной девушки», которую можно по ставить в один ряд с «Асей», «Первой любовью», настолько она близка к ним по творческому методу1. Еще более сложно и противоречиво складывались взаимо отношения между Чернышевским и Толстым. В пьесе «Зара женное семейство» Толстой пародировал идеи и стиль романа «Что делать?», всячески подчеркивая его «семинарское» проис хождение. Позднее в драме «Живой труп» писатель продол жил полемику с Чернышевским по семейно-бытовому вопросу. Следует однако отметить, что величие Толстого определили не пьесы «Нигилист» и «Зараженное семейство», а трилогия, «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Война и мир». Объективно у Чернышевского и Толстого, несмотря на идейные разногласия, имелось и много общего в постановке проблем, принципах типизации, приемах создания образов. Уже в ранних произведениях Толстой сумел обнаружить поло жительное героическое начало в характере русского человека, его неиссякаемую потенциальную энергию. «По своему духов ному объему, моральной силе герои Толстого,— как справед ливо заметил А. Фадеев,— действительно герои... Да, Тол стой— писатель героический»2. Очевидно, в этом и следует искать объяснение повышенному интересу Чернышевского к личности Толстого и к его произведениям. Нравственная чисто та чувства, заложенная в таланте автора «Детства» и «Сева стопольских рассказов», свободно может из сферы мысли пе- | рейти в сферу действия, стать источником сил в борьбе с об- ! стоятельствами. Толстой, как и Чернышевский, верил в благородные каче ства души человека. Его положительные герои в поисках смыс ла жизни начинают осознавать свое драматическое положение. 1 О взаимоотношениях Тургенева и Чернышевского см. нашу статью «Тургенев и Чернышевский», Сб. «И. С. Тургенев», М.. Учпедгиз, 1959. 2 «Новый мир», № 2, 1957, стр. 214. 20 М. П. Николаев. 305
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=