УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
вая их в любовном экстазе, в порыве к счастью, деятельности. Психологически героини обрисованы полно и убедительно, и в этом сказалась сильная сторона таланта писателя, но они далеки от земной сферы и потому при первом же столкновении с реальностью жизнь оказывается для них злой мачехой, а счастье — синей птицей. Тургенев ставит своих положительных героев перед аль тернативой: или служение нравственной идее, идее долга, или удовлетворение потребностей натуры, т. к. нравственное на чало н стихию чувств невозможно согласовать1. Иного взгляда придерживался Чернышевский, считая, что чувственное начало не является необузданной стихией, а тоже рождается «потребностью натуры». Однако политическое мировоззрение писателя нельзя отож дествлять с его видением художника. Из всех писателей недемократического лагеря Тургенев был наиболее отзывчив к запросам и веяниям времени. «Чутье на стоящей минуты», отмечает Добролюбов,— не обмануло ав тора. когда он создавал «Накануне». Он умел угадывать жи вые потребности и новые идеи, временами опережая обще ственную жизнь,— писал критик2. Доказательством выдвинутого положения может послу жить Елена из «Накануне», в лице которой автор показал про буждение самосознания русской женщины, ее смутные жела ния и порывы к деятельности. В самой жизни подобный тип еще не отстоялся и с точки зрения Гончарова, например, не мог стать предметом искусства, а Тургенев смело нарушает традиционное представление о типическом, приближаясь к трактовке этого вопроса к революционным демократам. При создании и образа Елены Тургенев не устранил резких противоречий между чувством и долгом, стихией и разумом. Однако в сравнении с образом Натальи Елене в большей сте пени свойственно рациональное начало. Она много думает, рассуждает, взвешивает и при окончательном выборе друга жизни руководствуется прежде всего разумом. Автор «Накануне», как и революционные демократы, про верял моральные качества положительных героев по их отно- 1 См. ст. Г. Б. К у р л я н д с к о й , Художественный метод Тургенева- 'оалжта (по материалу романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Нака- уне>, «Отцы и дети»). «Научные записки Казанского гос. ун-та им. В. И. Ленина», т. 114, кн. 6, стр. 23—66. 2 Н. Л. Д о б р о л ю б о в , Поли. собр. соч., т. 2, М., 1935, стр. 209. 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=