УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

состоит в авторском пояснении типичности созданных им об­ разов и картин, идет от Гоголя, последователем которого был и Чернышевский. Оба писателя пользовались иронией, гиперболой, эзопов­ ским языком, прибегали ,к заострению образов, хотя и в раз личной мере, модернизировали гоголевские образы примени­ тельно к новым политическим условиям. Однако сходство стилей — не тождество их. Если Щедрин служил родине пре­ имущественно путем обличения уродливой жизни, с точки зрения положительного идеала, то у Чернышевского критика подчинялась утверждению того же положительного идеала., воплощенного в образы новых людей. Из писателей недемократического лагеря Чернышевский на первое место ставил автора «Записок охотника». Тургенев — писатель-реалист, последователь Пушкина и Гоголя — это положение пронизывает все высказывания критика о нем. В то же время революционер-демократ резко осуждал Турге­ нева за его либерализм. Во многом не согласен он был с ним в решении проблемы положительного героя, в освещении темы демократической интеллигенции, в проповеди фатального на­ чала в судьбе человека и т. д. Следствием размежевания двух идеологий — либеральной н революционно-демократической — явился разрыв Тургенева с «Современником». С появлением «Что делать?» многие печатные органы по­ ставили роман в прямую связь с «Отцами и детьми», усматри­ вая в нем полемический ответ Тургеневу. В этих суждениях имелась бесспорная доля истины. Еще в статье «Безденежье» Чернышевский обвинил Тургенева в том, что писатель, нарисовав лохматых нигилистов, исказил внешний вид и моральный облик демократической молодежи. Полемичность романа «Что делать?» не подлежит сомне­ нию, она заметна в трактовке образов новых людей и в общем пафосе произведения. Этической основой поведения Базарова и положительных героев из романа Чернышевского является 'теория эгоизма, по это понятие они наполняют различным со­ держанием. Новые люди из романа Чернышевского обретают себе сча­ стье на земле, тогда как основная тема почти всех романов и повестей Тургенева — это тема разрушенного счастья. «Тур­ геневские женщины» изображаются обычно в стадии форми­ рования, подготовки к жизни. Автор внимательно прослежи­ вает их восторженно-романтическое восприятие мира, показы­ 303

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=