УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
состоит в авторском пояснении типичности созданных им об разов и картин, идет от Гоголя, последователем которого был и Чернышевский. Оба писателя пользовались иронией, гиперболой, эзопов ским языком, прибегали ,к заострению образов, хотя и в раз личной мере, модернизировали гоголевские образы примени тельно к новым политическим условиям. Однако сходство стилей — не тождество их. Если Щедрин служил родине пре имущественно путем обличения уродливой жизни, с точки зрения положительного идеала, то у Чернышевского критика подчинялась утверждению того же положительного идеала., воплощенного в образы новых людей. Из писателей недемократического лагеря Чернышевский на первое место ставил автора «Записок охотника». Тургенев — писатель-реалист, последователь Пушкина и Гоголя — это положение пронизывает все высказывания критика о нем. В то же время революционер-демократ резко осуждал Турге нева за его либерализм. Во многом не согласен он был с ним в решении проблемы положительного героя, в освещении темы демократической интеллигенции, в проповеди фатального на чала в судьбе человека и т. д. Следствием размежевания двух идеологий — либеральной н революционно-демократической — явился разрыв Тургенева с «Современником». С появлением «Что делать?» многие печатные органы по ставили роман в прямую связь с «Отцами и детьми», усматри вая в нем полемический ответ Тургеневу. В этих суждениях имелась бесспорная доля истины. Еще в статье «Безденежье» Чернышевский обвинил Тургенева в том, что писатель, нарисовав лохматых нигилистов, исказил внешний вид и моральный облик демократической молодежи. Полемичность романа «Что делать?» не подлежит сомне нию, она заметна в трактовке образов новых людей и в общем пафосе произведения. Этической основой поведения Базарова и положительных героев из романа Чернышевского является 'теория эгоизма, по это понятие они наполняют различным со держанием. Новые люди из романа Чернышевского обретают себе сча стье на земле, тогда как основная тема почти всех романов и повестей Тургенева — это тема разрушенного счастья. «Тур геневские женщины» изображаются обычно в стадии форми рования, подготовки к жизни. Автор внимательно прослежи вает их восторженно-романтическое восприятие мира, показы 303
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=