УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
его беды. Вина вызывает порицание или даже наказание ви новного лица, тогда как беда, ставшая в России эпидемией «требует помощи лицу через устранение обстоятельств более сильных, нежели его воля»,— писал Чернышевский (V, 165) Отсюда и рождается добродушный юмор Чернышевского и Щедрина, когда они говорят о простолюдине. Писатели-гума нисты верят, что эти неплохие люди подрастут, разовьются, их можно исправить. Указывая на недостатки в народной жизни, они звали на борьбу с обстоятельствами. Борясь за передовую литературу, сатирик клеймил анти- нигилистические романы и призывал прогрессивных писателе!'; прозревать будущее: литература проводит законы будуще го,— писал он,— воспроизводит образ будущего человека1. Он и сам пытался создавать положительные образы борцов за будущее в лице Крестникова («Тихое пристанище»), Коро- ната («Непочтительный Коронат» из «Благонамеренных ре чей»). Это представители той молодежи, у которой слово с де лом не расходится, а потому Коронат неизбежно должен был «нырнуть» туда, «откуда одна дорога: в то место, где Мака): телят не гонял!» 2Как известно, туда же раньше Короната по следовал Алферьев. И в стиле названных писателей также усматриваются об щие черты. В одних случаях Щедрин не скрывает своего вос хищения благородными стремлениями Крестникова и Коро ната. По поводу этой молодежи он взволнованно пишет: «О мо гучая, о живописная, все наполняющая сила молодости! жа лок тот, кто не изведал тебя, кто с детскою доверчивостью ш приникал к тебе всем существом своим, кто всецело не поко рялся тебе!»3. В большинстве же случаев рассказчик прики нется благонамеренным человеком («Благонамеренные речи»). к чему прибегал и Чернышевский в своих романах. Своим образом Горехвастава («Губернские очерки»), нари сованном в гротескном плане, Щедрин предвосхитил появление скотоподобного Чаплина, хотя последний дан с большей поли тической заостренностью. Сатирик указывал, что Горехвастов имел огромный рост, «голос густой и зычный; глаза, как во дится, свиные. Вообще заметно, что здесь материя преобладает над духом»4. Щедринский метод обобщения, суть которого 1 Н. Щ е д р и н , Поли. собр. соч., т. VIII, стр. 51—52. - Там же, т. II, стр. 386. 3 Там же, т. 4, стр. 318. 4 Там же, т. 2, стр. 311. 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=