УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
I при сопоставлении его творчества с творчеством его совре менников. Из писателей-современников Чернышевский особенно вы соко ценил таланты Некрасова, Тургенева, Толстого и Ще дрина- Своеобразие писателей демократического лагеря, как уже указывали советские исследователи, состоит в единстве их ми ровоззрения и художественного метода. Каждый из них по своему проповедывал идеи демократии социализма и револю ции. В творчестве Некрасова, например, жизнь крестьянства [занимает центральное место, тогда как у Чернышевского бы- тоеэя сторона народной жизни слабо отражена. У него выра зителями интересов народа, его адвокатами выступают рево люционеры-разночинцы. Вопрос о новом человеке, который способен встать во гла ве освободительного движения, волновал и Некрасова. Поло- Цсительный герой в его изображении — это прежде всего «ни- [родный заступник», друг «народа и свободы». В судьбе таких людей есть что-то трагическое. Каждый из них осознает: |«Жить для себя возможно только в лире, но умереть возможно гдля других». Трагическим отблеском освещены и многие положительные |образы Чернышевского: Алферьев, Волгин, Иван Васильевич и др. Трагизм положения революционера 60-х годов, который «видел невозможность служить добру, не жертвуя собой», со- |ставляет характерную особенность самого освободительного движения того времени *. Образ новой женщины, эскизно данный Некрасовым в про изведениях «Памяти Асенковой», «Саша», нашел свое завер шение в «Русских женщинах», где центральное место займет проблема революции и участие в ней русской женщины. Основ ное, что подчеркивает поэт в Трубецкой и Волконской, — их [ гражданский подвиг и патриотизм. Но если жены декабристов только потом осознали, каким
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=