УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

'прекрасного в жизни. Писатель вправе заглянуть в будущее и ответить на вопрос: к чему придет жизнь общества в процесс > своего развития? Здесь и сказалась ограниченность Чернышев ского как в объяснении истории, так и в решении проблемы типического. Революционно-демократическая теория реализма рассматривала типическое в литературе как отражение законо­ мерностей действительности, однако слабость ее заключалась в, том, что она не могла дать научного объяснения самим зако номерностям, хотя и приближалась к такому объяснению. Сто нло лишь представить жизнь в движении, в перспективе даль­ нейшего развития, так писатель вступал в область «гаданий», фантазии, хотя эта фантастика и не содержала в себе ничего таинственного и необъяснимого. Романтическое и возвышенно-героическое содержали в се­ бе и образы новых, особенных людей, что обусловлено было не только эстетическим идеалом писателя, но и порождалось самой эпохой 60-х годов. Так, исключительность Рахметова, его подвижнический образ жизни объясняются в первую оче­ редь той конкретно-исторической обстановкой, в которой при­ ходилось действовать революционерам второго поколения. Их борьба носила сознательно-героический характер, на что спо­ собны были немногие люди, и зачастую приводила к трагиче­ скому финалу. Элементы романтизма в образе Рахметова имеют и еще один источник. Чернышевский, как справедливо указывал Плеханов, присутствовал при самом зарождении Рахметовых, когда этот тип находился еще в стадии оформления. Писатель брал целину, в силу чего ему не ясно представлялась будущ­ ность геро яЗ ад ач а Чернышевского в его дальнейшей лите­ ратурной деятельности сводилась к полному выявлению реа­ листических черт положительного героя, к показу его передо­ вым деятелям эпохи и в то же время просто человеком. Известное продвижение к намеченной цели заметно в рома­ нах «Алферьев» и «Повести в повести», но только в «Проло­ ге» автор смог создать образ вождя, организатора Волгина и в то же время показать его как человека в бытовой обста­ новке со всеми присущими ему «странностями». 7. Оригинальность того или иного художника резче выступает 1 По определению Плеханова, Рахметов был как бы «•прототипом рус­ ского революционера семидесятых годов». Г. В. П л е х а н о в , Соч., т, XXII, стр. 354. 298

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=