УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

[ лагеря, имеют свои идейно-тематические и стилистические \ особенности, которые характеризуются прежде всего внесем I нием в литературу идей демократии, социализма и револю­ ции. Эта отличительная особенность реалистического метода демократической литературы до сих пор не нашла ясного к бесспорного определения, хотя попытки подобного рода име- ! лись. Одни исследователи предлагают называть художестг венный метод демократической литературы революционно-демократическим реализмом, другие— социальным реализ­ мом, третьи — просветительским реализмом. Приведенные оп­ ределения близки по смыслу, и все они таят опасность отожде- , ствления метода с мировоззрением. Советскому литературо­ ведению предстоит уточнить терминологию и содержание по­ нятий, но само по себе стремление внести разграничение в по­ нимание реализма как творческого метода вообще может быть плодотворным. Мне представляется, что это своеобразие реа­ лизма следовало бы назвать стилем демократической литера туры в его широком понимании. Стремление внушить читателю новые идеи, перевоспитать и повести его за собою заставило Чернышевского нарушить , требования предельной объективности в изложении материала, что для Тургенева, например, было высшим критерием худо­ жественности. В его произведениях рассказчик или автор при­ ходит в непосредственное соприкосновение с героями романа и читателем с помощью публицистических рассуждени^ лириче­ ских отступлений, обращений к персонажам и путем коммен­ тариев. Вое это и составляет, как указывал Луначарский,, умственный аккомпанемент романов Чернышевского. Впрочем, принцип сугубого объективизма в повествовании нарушил и Толстой как автор «Войны и мира». Резко выраженный ди- ; дактизм, боевая публицистика, стремление обрисовать героя как тип общественного поведения особенно заметны будут \ Толстого в «Воскресении». В произведениях Чернышевского обращает на себя вни­ мание сочетание реалистических картин и образов с романти­ ческой устремленностью вперед. Автор «Что делать?» вообше выступал против романтизации (идеализации) жизни писате­ лями либерально-охранительного лагеря, но романтику мечты. ■как выражение идеала будущего, он сознательно применял, и она сливалась у него с призывом к революционной борьбе. В этом одна из сильных сторон творческого метода Чернышев­ ского. Однако следует учесть и другое обстоятельство. Роман­ тика в реалистическом искусстве связана с проблемой идеала 297

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=