УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
ляют и дополняют общее значение предмета. Выполнение это го требования повлекло за собою характерную особенность в способах типизации, которая состоит в том, что новые люди Чернышевского, а зачастую и отрицательные герои, имеют за собою подлинные прототипы, реальные личности. За последнее время стали раздаваться голоса, призывающие отказаться вообще от поисков прототипов художественных образов. Так, В. Шкловский считает подобное занятие методологически не правильным, т. к. исследователь в этом случае «уподобляет художественное произведение мозаике фактов»1. Эту Же мысль высказал П. А. Николаев применительно к роману «Что делать?»2. Мне кажется, снимать вопрос о прототипах не следует. Выясняя прообразы романа, мы тем самым, во-первых, вскры ваем конкретные связи писателя со своей эпохой, и, во-вто рых, уясняем, как шел творческий процесс, проникаем, так сказать, в лабораторию писателя. Выдающийся художник на шего времени А. Фадеев справедливо заметил: «В Рахметове, Кирсанове, Лопухове, Вере Павловне Чернышевский воплотил лучшие черты свои и друзей своих, переступив через случайное, мелочное, поверхностнее. Они—-люди своего времени и в то же время — воплощение их мечты о будущем»3. Плохо, конечно, когда отыскание прототипов становится самоцелью, и когда между литературным образом и реальной личностью ставят знак равенства, но ведь так можно опорочить любой метод или прием исследования. Типические лица встречаются в са мой жизни, почему бы ими не воспользоваться писателю? В. И. Ленин указывал на Ивана Васильевича Бабушкина, как на яркий тип рабочего-революционера, на графа Гейдена— как на образчик либерализма, в статье «В лакейской» он на 1 В. Шк л о в с к и й , Заметки о произведениях классиков, «Сов. пис.», М.. 1953, стр. 14. 2 Г1. А. Ни к о л а е в , Эстетические принципы Н. Г. Чернышевского и его роман «Что делать?», жури. «Литература в школе», № 3, 1953. В статье С. А. Рейсера «Легенда о прототипах «Что делать?» Черны шевского» указывается, что версия о прототипах Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны (Боков, Сеченов, Сеченова) явно ошибочна. В данном случае речь идет о конкретных фактах, но само стремление к поискам прототипов исследователь не считает порочным («Труды Ленинградского библиотечного института им. Н. К- Крупской», т. 2, 1957, стр. 115—125). 3 А. Фа д е е в . Субъективные заметки, «Новый мир», № 2, 1957, стр. 213. 293
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=