УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
В зависимости от замысла произведения и места в нем того или иного персонажа, Чернышевский применял различ ные способы создания характеров. В том случае, когда требо валось выявить уже сложившиеся устойчивые черты характе ра, он анатомирует мысли и чувства героя, когда же нужно уяснить влияние среды на формирование человека, характер создается в развитии, становлении. Показ человека со всеми его потребностями и в тесной связи с социальными обстоя тельствами дает возможность писателю углубиться в душев ный мир героя и разглядеть в нем хорошие качества челове ческой натуры вообще и те уродливые наросты, которые воспринимаются им извне. Как указывал Белинский, «создаем человека природа, но развивает и образует его общество»1. В ряде произведений Чернышевский показал, как здоровые задатки простых людей уродуются влиянием барства (Пара ша и ее муж из рассказа «На правом боку», образы Мери, Насти («Пролог») и др.2 Чем глубже и всесторонне раскрывались социальные обстоятельства, тем полнее можно было ответить на вопрос: имеется ли у этого человека характер? Под бесхарактерностью Чернышевский подразумевал не безволие человека, а отсутст вие у него устойчивых социально-ценных черт, которые выяв ляются через отношения человека к труду, родине, народу, правительству, к самому себе, к окружающим его людям. Следовательно, характер образуется из совокупности умствен ных и нравственных (эмоциональных и волевых) черт лич ности. Чернышевский брал в сюжетной линии такие конфлик ты, которые давали возможность выявить человека как со циальный тип. Силу или слабость литературного произведения критик Чернышевский устанавливал путем сопоставления его содер жания с действительностью. Этот же принцип лежит в основе и его художественного метода. Достоинство художественного образа, указывал он, определяется степенью его приближения к индивидуальности, т. к. индивидуальные подробности ожив 1 В. Г. Б е л ин с к ий , Собр. соч., изд-во АН СССР, т. VII, М., 1955. стр. 485. 2 Прогрессивные писатели еще до Чернышевского обратили внимание на растление барством крепостных слуг. Так, в «Записках охотника» Тур генева Софрон дополняет собою Пеночкина, а загулявший дворовый («Свидание») показан как лакей не только по должности, но и по духу. Позднее таких слуг покажет Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хо рошо». 292
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=