УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
слова Лессинга, Чернышевский замечает, что не следует понимать их прямолинейно, будто бы у автора «Натана Мудрого» нет совсем поэтического таланта. Талант есть, но он не является у него «преобладающим даром натуры и вообще сам по себе не мог бы поставить его наряду с истинно великнми поэтами. Словом, поэзия не была силь нейшим из его талантов»,— заключает он (IV, 99). Характерная особенность романов и повестей Чернышев ского состоит в том, что созданные им новые люди стремятся найти общий нравственный закон для всех людей. Именно поиски такого закона заслоняют собою бытовую сторону в жизни положительных героев. Для автора важно прежде всего раскрыть их мировоззрение, выяснить мотивы и побуж дения, которые руководят ими. Эта черта творческого метода писателя обусловлена до- марксовым материализмом. Фейербаха, например, в чело веке интересовала прежде всего теоретическая деятельность, его общечеловеческая сущность. Чернышевский показывает человека в тесной связи с со циальными обстоятельствами, понимая под ними не только бытовую среду, в которой развивался и формировался чело век, но прежде всего весь политический, государственный ук лад жизни. Для революционных демократов важно было показать «об щий характер национального устройства», как указывал Чернышевский. Исходя из этого принципа, он раскрывает со держание созданных им образов не столько в плане внутрен них борений их противоречивых начал, как, например, Турге нев, а через столкновение героев со средой. Для него важно в первую очередь выяснить гражданское лицо человека, его позицию в общественной борьбе1. Тезис Чернышевского о взаимосвязи человека со средой следует понимать диалектически: не только влияние обстанов ки на человека, по и обратный процесс, т. е. влияние человека на среду, этим самым устранялась фатальная предопределен ность в судьбе людей. Вот почему способность претворить- сло во в дело становится в эстетике революционных демократов важнейшим показателем нравственного облика героев. 1Определяя своеобразие реализма Щедрина, А. Лаврецкий справедли во заметил: «Щедринский реализм не в возможно более точном изображе- нии отдельных явлений, а в обнаружении их социального смысла» (жури, «Литер, критик», 1938 г., № 5—6, стр. 44). 19* 291
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=