УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

слова Лессинга, Чернышевский замечает, что не следует понимать их прямолинейно, будто бы у автора «Натана Мудрого» нет совсем поэтического таланта. Талант есть, но он не является у него «преобладающим даром натуры и вообще сам по себе не мог бы поставить его наряду с истинно великнми поэтами. Словом, поэзия не была силь­ нейшим из его талантов»,— заключает он (IV, 99). Характерная особенность романов и повестей Чернышев­ ского состоит в том, что созданные им новые люди стремятся найти общий нравственный закон для всех людей. Именно поиски такого закона заслоняют собою бытовую сторону в жизни положительных героев. Для автора важно прежде всего раскрыть их мировоззрение, выяснить мотивы и побуж­ дения, которые руководят ими. Эта черта творческого метода писателя обусловлена до- марксовым материализмом. Фейербаха, например, в чело­ веке интересовала прежде всего теоретическая деятельность, его общечеловеческая сущность. Чернышевский показывает человека в тесной связи с со­ циальными обстоятельствами, понимая под ними не только бытовую среду, в которой развивался и формировался чело­ век, но прежде всего весь политический, государственный ук­ лад жизни. Для революционных демократов важно было показать «об­ щий характер национального устройства», как указывал Чернышевский. Исходя из этого принципа, он раскрывает со­ держание созданных им образов не столько в плане внутрен­ них борений их противоречивых начал, как, например, Турге­ нев, а через столкновение героев со средой. Для него важно в первую очередь выяснить гражданское лицо человека, его позицию в общественной борьбе1. Тезис Чернышевского о взаимосвязи человека со средой следует понимать диалектически: не только влияние обстанов­ ки на человека, по и обратный процесс, т. е. влияние человека на среду, этим самым устранялась фатальная предопределен­ ность в судьбе людей. Вот почему способность претворить- сло­ во в дело становится в эстетике революционных демократов важнейшим показателем нравственного облика героев. 1Определяя своеобразие реализма Щедрина, А. Лаврецкий справедли­ во заметил: «Щедринский реализм не в возможно более точном изображе- нии отдельных явлений, а в обнаружении их социального смысла» (жури, «Литер, критик», 1938 г., № 5—6, стр. 44). 19* 291

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=