УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

I кратизации. Автор «Пролога» широко использует казенно- |канцелярский и газетный стили 50— 60-х годов, словесные I штампы общественно-политического содержания, особенно I в речи Савелова, Рязанцева, Городищева. Для разговорной I речи характерно обилие вопросительных и восклицательных I предложений, т. е. богатство экспрессии. Эти синтаксические I особенности, применяемые Гоголем, имеют место и у Чер- Гнышевского. Даже в отдельных фразеологических сочетаниях Вчувствуется перекличка Чернышевского с Гоголем, например, I в употреблении выражений «водить за нос», «коптить небо». I Говоря саркастически о меркантильности медицинских тузов, | Чернышевский употребляет вульгаризмы, характерные для | разговорной речи, вроде: «сбыть с рук», «карачун больному» I и ДР- Таким образом, в осуждении и отрицании царской Рос- |сии Чернышевский многое позаимствовал у Гоголя, в реше­ нии же проблемы положительного героя ему несравненно [больше мог подсказать современник Гоголя и Белинского, I Герцен, литературный талант которого Чернышевский рас- I ценивал исключительно высоко Г При внимательном чтении литературных произведений [ Герцена и Чернышевского обнаруживается прежде всего их [ проблемно-тематическая близость, в решении же поставлен- I ных проблем зачастую заметна скрытая полемика автора «Что делать?» с Герценом. Так, «особенный человек» из громана «Кто виноват?» оказался «умной ненужностью», |;больничным пациентом, праздным туристом. В нем сильно {(отрицание, но не наметился, как указывал Огарев, «переход Гк положительной деятельности». У Чернышевского же по- I томственный дворянин Рахметов, прежде чем стать «особен- гным человеком», придет на выучку к разночинцу Кирсанову. В творческом методе Чернышевского многое идет от [Искандера. Герцен, как отмечал Белинский, мог «изобра- ■г—-,------------ ! Как вспоминает Стахевич, в связи со смертью Герцена Чернышев- |<ский сказал: «При самом придирчивом отношении к литературным произ­ ведениям Герцена невозможно все-таки отрицать, что он обладал замеча­ тельным талантом остроумия; и это не какое-нибудь вздорное балагур­ ство и зубоскальство; нет: это настоящее остроумие, острое и умное, легкое и вместе с тем содержательное, блестящее и вместе с тем дель- |ное. Его можно сравнивать с Гейне. Можно спорить; кто из них выше. Но [уже самая возможность спора показывает, как велик талант Герцена» (сб. «Н. Г. Чернышевский», нзд-во «Политкаторжан», 1928, стр. 105). |Д9 М П Николаев. 28Э

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=