УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
делать?» также приоткрывается завеса в будущее, однако, в отличие от Гоголя, в снах и лирических отступлениях у Чернышевского выражается не только вера в лучшее будущее своей родины, но и страстный призыв к борьбе за обновление жизни. Ростки будущего автор усматривал в сов ременной ему жизни, для него уже работают новые люди. Оптимизм Чернышевского рожден новой фазой в разви тии идеи народности в литературе. И автор и его герои знают, что делать, тогда как драма Гоголя — художника и заключалась в том, что он, как отметил Щедрин, потерпел «горькую неудачу», в отношении «положительных типов рус ского человека»'. А объяснение жизни и приговор над нею не полны, «если нет лиц положительных, носителей идеала, порождаемых самой жизнью2. В приемах создания образов Чернышевский во многом следовал за Гоголем, в произведениях которого «мертвые- души», как правило, выступают уже со сложившимися ха рактерами, и задача писателя сводилась к раскрытию их. По-иному создавались им положительные образы. В связи с углублением конфликта они претерпевают значительные изменения: одни из них гибнут в борьбе с порочным обще ством (Пискарев), другие теряют рассудок (Поприщин), третьи морально деградируют (Чартков) 3. У Чернышевского также характеры представителей «До потопного общества» не претерпевают .принципиальных изменений, тогда как положительные герои показаны в раз витии, формировании. В отличие от Гоголя, Чернышевский обнаруживает в новых людях не моральное опустошение, а расцвет личности, обогащение ее новыми чертами, которые вырабатываются в преодолении трудностей. Гоголь важную идейно-психологическую функцию отво дил портрету, который обычно рисуется им в статике. Эта же закономерность наблюдается у Щедрина и Чернышев ского: чем примитивнее герой, тем подробнее воссоздается его портрет. Так, во внешности Дятлова, отмечает Чернышев ский, изумляющий эффект производили «его стоячие глаза своею совершенною круглотою и выражение лица своею л 1 Н. Щ е д р и н , Собр. соч., т. VIII, М., 1937, стр. 58. 2 А. Ф а д е е в . Субъективные заметки, «Новый мир», № 2, 1957 стр. 213. 3 Я не касаюсь оценки образов повести «Тарас Бульба», т. к. ее герои не из современной писателю жизни. 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=