УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

протекает большая часть деятельности Рахметова, сюда же после ссылки приезжает Соколовский. Петербург Чернышев­ ского становится своеобразным штабом революционной мыс- ■ли, в него стекаются «молодые штурманы будущей бури». Показывая гибель человечности, Гоголь грустил при виде | торжества пошлости. Его герои, вроде Поприщина и Писку­ нова, протестуют лишь в мыслях, не переводя протест ! в сферу действия. Чернышевский, живя в иную эпоху, под­ водил своих героев к решению коренного вопроса: «Что I делать?». По-иному, в сравнении с Гоголем, разрабатывал автор ; «Что делать?» и тему «маленького человека». Нам известны I его резкие отзывы о Башмачкине1.Жалость, которую испыты- ■i вал Гоголь к своему герою, была в свое время уместна, ибо : Лкакий Акакиевич действительно забит и беспомощен. Лите- ’ ратурные потомки Башмачкина имеются и в романах Чер- 1: нышевского, однако если присмотреться к ним внимательно, f то они окажутся совсем не «стражщующими» и не «мадень 1 кими людьми». Правда, в служебном отношении какой-ни­ будь Розальский («Что делать?») или Дятлов («Алферьев») стоят на самой низкой ступени, в силу чего вынуждены подо­ бострастно угождать начальству, однако соблюдение субор­ динаций не лишает их изворотливости и практичности в жи- f тейских делах. Чернышевскому чужда была идеализация в изображении ' народа. Умение показывать правду без прикрас он воспри I нял от автора «Мертвых душ». В образах дяди Мишн. К и дяди Митяя, Селифана и Петрушки, босоногой Палашки и «казачка» Плюшкина не трудно усмотреть предвестников I многочисленных героев рассказов и очерков Н. Успенского. II да и самого Чернышевского («Хохол», «Не всякую пятю ; хватает», «Духовная сила», «Чингизхап» и др. рассказы). j Гоголь обличал, прежде всего, две страшные силы цар- (: ской России: крепостничество и государственный аппарат. 1 Он считал ответственными за благосостояние отечества все с классы, а государственную власть рассматривал как некую | высшую регулирующую силу. По его мнению, дурные чинов- I ники порочны сами по себе, вне общей зависимости от госу- ||дарственной системы. За утерю гражданского чувства он г казнит их морально, выставляет на всеобщее осмеяние, стре- !■мясь тем самым исправить их. 1 Известная полемика с Гоголем имеется уже и «Бедных людях» До- |) стоевского. 283

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=