УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
В ином плане осмыслялось Чернышевским литературное наследство Гоголя. С его появлением, указывал критик, окончательно утвердилось критическое или сатирическое направление в русской литературе, он завершил процесс, начавшийся с Кантемира. Считая гоголевское направление в литературе единственно сильным и плодотворным, он вме сте с тем вполне осознавал и ограниченность таланта автор,: •Мертвых душ». Гоголь, по его замечанию, обнимал явле ния жизни «только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий» (IV, 632). В условиях дальнейшего роста освободительного движения реализм Гоголя, по мнению Чернышевского, не мог уже отвечать «всем современным интересам русской публики» (III, 9). И тем не менее фаланга молодых писателей, пришедших в литературу еще при жизни Гоголя, многому училась у не го, творчески развивая и обогащая его художественные метод. Под флагом гоголевского направления развивалось твор чество Салтыкова-Щедрина, Герцена, Некрасова, Островсм» го, Гончарова и ДР- писателей, особенно 'демократического направления (Левитова, Помяловского, Н. Успенскою. Г. Успенского и т. д.). Гоголевские традиции сильны и в х\ дожественных произведениях Чернышевского, хотя основной пафос его творчества' заключается не в отрицании старою, а в утверждении нового. Продолжая гоголевские традиции он развивал и обогащал их не столько в плане усовершег ствования сатиры (здесь он уступал и Гоголю и Щедрину сколько в стремлении проникнуть в глубь событий, осмыс лить их, и в разработке положительного идеала, согласно которому будут действовать новые люди. Так, урбанистиче ская тема, начатая еще Пушкиным1, настойчиво разрабаты валась Гоголем. Изображение северной столицы в «Петер бургскнх повестях» дышит пафосом обличения и осуждены путем показа, с одной стороны, торжествующей пошлости г. с другой — гибнувшей человечности, жертв этой пошлости Чернышевскому также известны были темные сторонь Петербурга, но он заметил в нем, наряду с Герценом, Нек расовым, и то новое, что скрыто было от взора Гоголя Оказывается, в столице обитают не только Башмачкины, К( валевы и «важные лица», она густо заселена Лопуховыми. Кирсановыми, Верочками, Волгиными и Левицкими, в ней * Вспомните его образ Евгения из «Медного всадника». 282
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=