УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
■ ной зрелости русского народа. В эти годы юноша считал В роман «Герой нашего времени» образцом, достойным подра- ■ жания, особенно привлекал его Печорин, ожесточенность ко- ■ терого он воспринимал как добрый признак: это настроение ■ из сферы убеждений легко может перейти в сферу действия. ■Такое переосмысление Печорина он и дает в лице Серебря- ■ кова («Теория и практика»). Но уже в 1854 г. в рецензии на ■ произведения М. Авдеева критик указал, что в новых усло- ■ виях изображение Печорина может быть только критиче- ■ским, (г. к. он давно утратил «поэтические черты» и подра- ■ жание ему «превратилось в игру страстей и пороков, в свое- ■иб разный дендизм» (II, 214). ■ Лермонтов, указывал Чернышевский, стоял выше своего ■1ечорина и, создавая его, он мечтал о другом герое. Таким ■героем, по мнению критика, очевидно, и должны стать люди, ■имеющие положительную программу действия. Печорин ■ обращает на себя внимание холеной красотой, аристократи- ■ ческой «породой», у Чернышевского же слово «порода» упо- ■ требляется применительно к Рахметову. Это и есть искомый ■герой «нового времени», воплотивший в себе эстетические ■ идеалы революционных демократов. К В «Прологе» одним из «героев времени» выступает Ле- ■ицкий . При создании этого образа писатель прибегает к ме- ЯГоду психологического анализа, разработанному в «Герое ■ нашего времени», используя при этом, как и Лермонтов, ■юрму дневниковых записей. ■ Наивной и неопытной девушке-аристократке Мери, став- 1шей жертвой скучающего эгоиста Печорина. Чернышевский ■в «Прологе» противопоставляет свою Мери, дочь крепостных ■дворовых, умную, волейую девушку, умеющую постоять за Как известно, Чернышевский увлекался лирикой Лермон- ■това, которая подкупала его глубокими раздумиями о жизни, | ст! “м вскрыть интеллектуальный мир человека, най- |ти истоки его бурного протеста и горьких разочарований. К это определило собою наличие в ней приемов ораторского Искусства: декламационном патетики, диалогической формы. [Р111 тских вопросов П восклицаний и др. Трибун.'. Чернь: Ешевскому все это было понятно и близко. Не случайно он как часто прибегал к стихам Лермонтова при создании обра- Шв положительных героев, подчеркивая тем самым и симпа тии новых людей к любимому поэту, и жнзнеутвержлаюп.;!:'. рафос его поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=