УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
преимущественно против семейного деспотизма, ибо она, по ее признанию, всегда испытывала «отвращение к грубому животному рабству», выражая тем самым протест «против тирании вообще». Но ни в одном романе писательница не дала решения проблемы в реалистическом плане. Бегство за монастырскую стену («Лелия»), или удаление от общест вг. на лоно природы («Индиана») не указывало реальных путей к достижению равноправия женщины. Соединение ро мантического индивидуализма с идеей жертвенности имеет ся и в романе «Жак». Чернышевский же, как известно, рассматривал проблему эмансипации женщины как неотъемлемую часть вопроса о революционном преобразовании жизни. В создании харак теров он также не пошел по пути своей учительницы. Если героини Ж-Занд обуреваемы стихией любовного чувства, то Чернышевский в поведении и поступках человека подчерки вал решающую роль рассудка. Гораздо больше общих черт мы обнаруживаем в стилях писателей: наличие романтизма, публицистичности, обращо-' ний к читателю с целью разъяснить происходящие события и вызвать его одобрение. Но в целом манера письма ав тора «Индианы», в которой преобладает описательный элемент, в силу чего романы получались растянутыми, не отвечали тем требованиям, которые предъявлял Чернышев ский к литературе. 5. На формирование мировоззрения, эстетических взглядов и творческого метода Чернышевского исключительное влип ние оказала русская реалистическая литература и прежде всего творчество Лермонтова, Гоголя и Герцена. Торжество реализма означало громадную победу искусства. У писа- телей-реалистов герои, живя независимой от автора жизнью, стремятся по-своему оценить действительность и найти свое место в обществе. Полнота художественного изображения образа могла быть достигнута при соблюдении, по крайней мере двух условий: во-первых, требовалось воспроизвести конкретные социально-бытовые условия, в которых пребы вает герой, и, во-вторых, раскрыть его душевный мир. В этом отношении Чернышевский многому учился у Лер монтова и Гоголя. Еще будучи студентом, он считал их «выше всего на свете со включением в это все и Шекспира и кого угодно» (I, 353). Они для него— показатели культур- 280
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=