УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

литературным героям гораздо большую внутреннюю неза­ висимость и самостоятельность. 4. Чернышевский жил и творил в то время, когда идеи утопического социализма получили широкое распростране­ ние в Европе. Он воспринимал их не только из трудов ве- Кликих мыслителей Сен-Симона, Фурье, Р. Оуэна, но и через художественную литературу. Уже в 40-х годах в России всеобщее признание среди передовой молодежи получило творчество Ж-Занд. Чернышевский также высоко ценил ее талант, она была его учительницей и вдохновительницей, особенно в юношеские годы, о чем имеются его неоднократ­ ные признания в письмах и дневниках. Не случайно «новые .поди» из «Что делать?» увлечены любимой писательницей, а некоторые из них даже пытаются подражать героиням ее романов'. В произведениях Ж-Занд внимание Чернышевского при­ влекали идеи утопического социализма, определившие собою демократизм писательницы, и проповедь женского равно­ правия. Однако социалистические идеалы писательницы были крайне неопределенны и абстрактны, потому-то во время ре­ волюционного взрыва 1848 года она оказалась между двух лагерей: возмущалась действием буржуазии, но и револю­ ционное движение пролетариата ее отгалкивало. Чернышевский, как революционный демократ, по своему мировоззрению далеко превосходил Ж-Занд, однако это не Помешало ему по заслугам оценить сильные стороны в твор­ честве любимой писательницы. Сочувствием и состраданием к угнетенному человеку проникнуты лучшие ее романы. На­ родные образы заняли в них место королей и принцев. Мысль Ж-Занд о том, что спасение общества в народе, им­ понировала Чернышевскому, но известная идеализация пи­ сательницей героев из народа не могла найти одобрения со стороны автора статьи «Не начало ли перемены?». Наибольший след оставила Ж-Занд в художественных произведениях Чернышевского при решении женского вопро­ са, однако и здесь действует не только закон притяжения, но и отталкивания. Автор «Индианы» и «Лелни» выступала 1 См. ст. А. П. С к а ф т ы м о в а , Чернышевский и Ж.-Занд. Сб. «Н. Г. Чернышевский», Саратов, 1928.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=