УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

принадлежит Радищеву. Приемы применения им эзоповском, языка весьма разнообразны: намек, иносказание, художест венная символизация. Так, русский народ, потерпевший пор;, жение в пугачевском восстании, писатель уподобил избитом\ бурлаку, возвращающемуся из кабака. Подобная же аллего рия имеется и у Чернышевского в «Прологе»: подгулявшие бур лаки, величавшие себя «Стеньки Разина работничками», при первом же окрике беззубого будочника перетрусили, притих ли, что свидетельствует о политической незрелости, мягкого лости народных масс. В «Путешествии» Радищева имеются 3 сна, в ромаш Чернышевского их 4, причем использованы они не в психе логическом, а социальном плане. Аллегорический образ Пря мовзоры, олицетворяющий собою истину, призван обличат;, самодержавие и крепостничество. В «Что делать?» руково дительницей Веры Павловны выступает также сначала «таинственная невеста», «сестра всех сестер», а затем «стар шая сестра», однако функции их сводятся не столько к обличению, сколько к показу светлого будущего. Традиции Радищева подхвачены были затем писателя ми-декабристами, у которых существует самая тесная связь между публицистикой и литературой. Часто они, рисуя кар­ тины будущей России, обращались к политической утопии, к фантастике1. Все сказанное дает основание сделать вывод, что в твор ческом методе Чернышевского многое идет от Радищева и просветителей Запада, и это в значительной степени опрг деляет силу и слабость его таланта. Литература просвете пия отличалась идейным богатством, призывом к активной деятельности, верой в прекрасное будущее, но ей присущи и черты рационалистической ограниченности. Просветитель ство вносило в изображение человеческого характера элемеп ты произвольности и рассудительности. Подобное изображе кие человека в известной мере свойственно и автору «Что дс тать?». В последующих произведениях («Пролог», «История одной девушки» и др.) Чернышевский предоставил свои'' 1 Как справедливо наметил В. Базанов, «от Радищева к декабристам, от декабристов к Салтыкову-Щедрину и Чернышевскому передается основ пая идея политической утопии, часто выраженной в форме сновидений» Только в романе «Что делать?» «пропагандируются уже социалистические идеалы и идеи крестьянской революции». (В. Б а з а н о в , Очерки декаб ристской литературы, М., ГИХЛ, 1953, стр. 121—122) 278

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=