УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

Преклонение Чернышевского перед разумом, его неиссякае­ мая вера з лучшее будущее человечества в известной степени идут от Дидро и Лессинга. Названные просветители оказывали на него воздействие не только в общетеоретических вопросах философского и эстетического содержания, но и в творческом методе, что сказалось в стремлении писателя анализировать события, объяснять их, подсказать читателю решение вопроса п повести его за собою. 3. Русская литература настойчиво стремилась к изображению интеллектуальной, идейной жизни человека, что находит наиболее яркое выражение у Чернышевского. Одним из его ближайших предшественников был великий русский просве­ титель и революционер А. Н. Радищев. Чернышевский относил Радищева к числу замечательных людей «по благородству и энергии характера», а потому и память о нем будет священна,— писал он (II, 611—612). Ког­ да большинство дворян, живя по традиции, не вникало в смысл происходящих событий, «Новиков, Радищев, еще быть может несколько человек,—указывал Чернышевский,— имели тогда то, что называется убеждением или образом жизни» (VII, 484). Свои революционно-просветительские идеалы Радищев с наибольшей полнотой воплотил в «Путешествии из Петербурга в Москву». В эпиграфе произведения он сформулировал пред­ мет изображения— самодержавно-крепостническая Россия,— а в «Посвящении»— цели и задачи: показать во всей наготе бесчеловечность крепостничества и на ненависти к нему воспи­ тать поколение революционеров. Аналогичные заявления имеются и в «Предисловии» к «Что делать?». В них четко опре­ деляются и авторский замысел, и объект описания, и лицо чи­ тателя, к которому адресуется писатель. Посвящения и обра­ щения подобного рода встречаются и в романах «Алферьев». «Повести в повести», «Отблески сияния». В произведении Радищева слабо персонифицированы пер­ сонален, особенно положительные, функция которых сводилась к выражению авторских идей. Подобное обобщение явилось в результате художественного мышления писателя-просвети- теля. Превосходство в художественном образе общего над еди­ ничным, перегруженность произведения теоретическим мате­ риалом имеются и в романе «Что делать?», хотя и не в такой степени, как у Радищева. ?76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=