УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

общественных конфликтах, эпизоды из частной жизни героев играют в нем незначительную роль. Главный герой, выступая от первого лица, имел возможность в публицистической форме [ставить волновавшие его вопросы. Годвин изложил следствен- юре дело и составил обвинительный акт. Вместо анализа страстен он восстановил логику событий и выявил те побужде­ ния, которые определили непримиримую борьбу богатых и бед­ ных, всесильных и бесправных. Таким образом, ссылка Чернышевского на Годвина была. Ijc одной стороны,,своеобразным шифром, пользуясь которым можно было намекнуть на свое самочувствие в Петропавлов­ ской крепости, с другой стороны, его роман в известной степе­ ни являлся образцом социально-политического романа, созда­ ние которого Чернышевский считал первоочередной задачей литературы. 1 Романы Чернышевского насыщены философскими вопроса­ ми, Еще Плеханов в свое время указал, что при исследовании «Что делать?» нужно ставить его в параллель с философски­ ми повестями французского просветителя Вольтера, которой; Чернышевский чтил как выдающегося мыслителя и художни­ ка. Он склонен был рассказы Вольтера приравнивать к рома­ нам, настолько они насыщены содержанием и значительными идеями. Известно, что излюбленным жанром сатирической прозы Вольтера была философская повесть. Она—не что иное, как политический памфлет, публицистический трактат в лицах и живых картинах. Лучшей из них является повесть «Кандид». Все повествование ее пронизывает тончайшая ирония, полная прозрачных намеков на злободневные вопросы истории. Вольтер дает не описание, а изложение событий, их резуль­ таты, следствия, отсюда и бедность психологического анали­ за. Автор «Кандида» верил в торжество разума человека, но какова должна быть жизнь, основанная на разумных началах, он бессилен был ответить. Существует сказочная страна (Эльдорадо, путь к ней труден, тернист и йебезопасен. Там пет ‘ ни притеснения, ни эксплуатации, ни тюрем. Все это напоми­ нает четвертый сон Веры Павловны, хотя последний имеет более конкретные очертания. Вольтер, как и Чернышевский, неустанно звал трудиться. «Работа гонит от нас три боль­ ших зла: скуку, порок, нужду... надо возделывать свой сад!» — говорит он устами героя повести «Кандид»1. 1 Подобную же мысль высказывает герой романа «Война и мир» Анд­ рей Болконский. 18* 275

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=