УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

следователи обычно стремятея подчеркнуть новаторство пи- ‘сателя, оставляя зачастую в тени вопрос о традициях, тогда как сам Чернышевский предупреждал, что нельзя определить ;степень оригинальности того или иного писателя без сопо­ ставления его с предшественниками и современниками. Чер- |цышевский продолжал традиции выдающихся мастеров рус­ ской и зарубежной литературы и часто обращался к пародно- 1му творчеству, видя в нем истоки письменной литературы. [’Особенно тяготел он к таким выдающимся памятникам ми­ рровой культуры, как «Тысяча и одна ночь», «Декамерон». Свой | роман «Повести в повести» Чернышевский замышлял напи- бсать по образцу сказок Шехерезады, чтобы тем самым придать |ему сказочный колорит. В романе имеются восточные сказки 1 («Дань», сказка о Дебор-дезице), легенды, предания, серб- |, екие пеони, упоминается в нем эпизод из индийского эпоса ЕсМахабхарат» «Наль и Дамаянти». Из русского народного творчества Чернышевский исполь- I зовал оказы (о Никитушке Ломове, о разбойниках, о чудачест- • пах Баташева), легенды, пословицы и поговорки. Последние | особенно важны в плане сближения литературного языка с | разгчворной речью. Народные песни, в отличие от Некрасова, | Чернышевский слабо использовал, они заменены у него пес- | | нями «а тексты Некрасова, Кольцова, Лермонтова, Гете, Фета R И'Др. ПОЭТОВ. В полемике с литературными противниками Черньииевский | неоднократно предупреждал «проницательного читателя» о | том, что он не может быть ни чьим подражателем, т. к. у него кна плечах имеется своя голова. Однако это заявление не исклю- I чало сознательного заимствования всего лучшего, что имелось I в мировой культуре. Он’не только высоко ценил произведения Вольтера, Лессинга, Дйдро, Годвина и других просветителей, но и считал их в некотором отношении достойными подраже- ния. Так, в предисловии к роману «Повести в повести» Чер­ нышевский, говоря о своем желании написать роман без люб­ ви, сослался, как на образец для себя, на старика Годвина, имея в виду его «Калеба Вильямса». Упоминание Годвина за­ служивает пристального внимания. Годвин — политический мыслитель XVIII века, оказавший большое влияние на К- Оуэна. В романе В. Годвина «Жизнь как она есть, или приклю­ чении Калеба Вильямса» рассказана история борьбы слуги

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=