УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
•с Соней Мармеладовой. Образ Сони явно идеализирован До стоевским. Она чиста, целомудрена, уличная жизнь ее ж коснулась. Через программный образ. Сони писатель преднн чертал пути спасения человека: христианская любовь, само пожертвование и смирение. Как известно, в дальнейшем образ падшей женщины, доче ри простого народа с потрясающей силой создаст Л. Н. Тол стой в романе «Воскресение». Толстой, как и Чернь: шевский, не склонен затушевывать профессиональны: черты своей героини. Маслова потеряла стыд, любит вы нить и не может представить себе иных отношений с муж чиной, кроме эротических. В дальнейшем сострадательное, гуманное отношение к ней со стороны Нехлюдова и «новы людей» — политических ссыльных— приводит ее к нравствен ному возрождению. В пути Маслова много трудится, оказыва ет помощь другим. Она станет стыдливой и преданной женой Симонсона. Ведь он в ее представлении «совсем особенный, Общение с революционерами открыло Масловой «такие инте ресы в жизни, о которых она не имела никакого понятия»1. Симонсон во время объяснения с Нехлюдовым говорит: «Я люблю ее как прекрасного, родного, много страдавшего чело века». Конечно, господа Сторешниковы и Соловцевы из «Что делать?», прокуроры и судьи из «Воскресения» таких задушен лих слов не скажут. Создавая женские образы, Чернышевский настойчиво под черкивает в них физическую привлекательность, которая важ на для него сама по себе и вместе с тем она резче оттеняет кощунство общества над красотой, ставшей предметом купли-продажи. Но внешняя красота лишь предпосылка к прекрасном), иногда за нею скрывается душевная гнилость (образ Савело вой). В идеальном женском образе физическая красота долж на сочетаться с гибким, независимым умом, а женственность с богатыми духовными запросами и благородными устремле ниями. К такому идеалу, по замыслу автора, приближаются Веря Павловна, Дама в трауре и в особенности Волгина. 2 . г критической литературе о Чернышевском-художнике ис- ' Л. Н Т о л с т о й , Юбилейное издание, т. 32, стр. 367. Иятереено, что в одном из ранних вариантов Маслова должна «вое- крсснуть» под влиянием «самоотверженного» нравственного поступка Не хлюдова, но затем идея христианского просветления была отброшена автором.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=