УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

ров, когда женщины становились активными участницами классовых боев. Но есть у Чернышевского особая группа женских образов, при создании которых автор прибегал прежде всего к мораль но-психологической характеристике, оставляя в тени их отно­ шение к общественной жизни. К ним относятся Крылова («По вести в повести»), Лиза Свилина («История одной девушки»), Елена Михайловна («Драма без развязки») и др. По богатст­ ву душевного мира и высоким моральным качествам они близки к «тургеневским женщинам». Однако даже в психологической повести «История одной девушки» автор подводит читателя к выводу, что страдания женщины вызваны не роковыми обстоятельствами и не внут­ ренней несостоятельностью героини, а исключительно урод ливым социально-бытовым укладом жизни. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в решении жен­ ского вопроса Чернышевским сказалась некоторая тематиче­ ская ограниченность. Женские образы взяты им преиму­ щественно из образованного круга людей, простая тру­ женица, занимающая основное место у Некрасова, например, в его произведениях появляется эпизодически. Даже девушки- швеи из романа «Что делать?» оказались безликими, они важ­ ны как объект эксперимента, проводимого новыми людьми. В романе «Повести в повести» интересно намечен был образ мужички Марии Ивановны, не полупивший, к сожалению, пол­ ного развития. В комедии «Мастерица варить кашу» видная роль отводится Наде, девушке из народа, однако образ ее ос­ мысляется в плане широкого обобщения, как символ народа вообще, в силу чего индивидуальные черты героини мало вы­ разительны. Наиболее художественно завершенным образом женщины плебейского происхождения является Мери. Она унаследовала от народа острый ум, любознательность, находчивость, силу воли, физическую красоту, но все эти драгоценные качества используются ею в ложном направлении, идеалы Мери, стать любовницей богатого вельможи, ведут ее к разрыву с родной стихией. ' В связи с бесправным положением женщины в семье и об­ ществе Чернышевский, продолжая лучшие традиции русской литературы, поставил вопрос о проституции, уподобляя это социальное бедствие эпидемии оспы. Драматична судьба Нас­ ти Крюковой, сироты Анюты и многих других женщин. Автор показал, что не разнузданная стихия страсти толкает женщи- 270

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=