УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
ров, когда женщины становились активными участницами классовых боев. Но есть у Чернышевского особая группа женских образов, при создании которых автор прибегал прежде всего к мораль но-психологической характеристике, оставляя в тени их отно шение к общественной жизни. К ним относятся Крылова («По вести в повести»), Лиза Свилина («История одной девушки»), Елена Михайловна («Драма без развязки») и др. По богатст ву душевного мира и высоким моральным качествам они близки к «тургеневским женщинам». Однако даже в психологической повести «История одной девушки» автор подводит читателя к выводу, что страдания женщины вызваны не роковыми обстоятельствами и не внут ренней несостоятельностью героини, а исключительно урод ливым социально-бытовым укладом жизни. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в решении жен ского вопроса Чернышевским сказалась некоторая тематиче ская ограниченность. Женские образы взяты им преиму щественно из образованного круга людей, простая тру женица, занимающая основное место у Некрасова, например, в его произведениях появляется эпизодически. Даже девушки- швеи из романа «Что делать?» оказались безликими, они важ ны как объект эксперимента, проводимого новыми людьми. В романе «Повести в повести» интересно намечен был образ мужички Марии Ивановны, не полупивший, к сожалению, пол ного развития. В комедии «Мастерица варить кашу» видная роль отводится Наде, девушке из народа, однако образ ее ос мысляется в плане широкого обобщения, как символ народа вообще, в силу чего индивидуальные черты героини мало вы разительны. Наиболее художественно завершенным образом женщины плебейского происхождения является Мери. Она унаследовала от народа острый ум, любознательность, находчивость, силу воли, физическую красоту, но все эти драгоценные качества используются ею в ложном направлении, идеалы Мери, стать любовницей богатого вельможи, ведут ее к разрыву с родной стихией. ' В связи с бесправным положением женщины в семье и об ществе Чернышевский, продолжая лучшие традиции русской литературы, поставил вопрос о проституции, уподобляя это социальное бедствие эпидемии оспы. Драматична судьба Нас ти Крюковой, сироты Анюты и многих других женщин. Автор показал, что не разнузданная стихия страсти толкает женщи- 270
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=