УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

рсклоиен был рассматривать Базарова как злую карикатуру на «нигилистов»., История интеллигента плебейского происхождения кров­ но интересовала и разночинца Помяловского. Автор про­ слеживает трудный извилистый путь Молотова, начиная с I;детских лет и кончая мещанским счастьем. Молотов — мате- I риалист, в вопросах религии он скептик. Ему не чужда пле- вбейская гордость, которую он сознательно противопоставля­ ет дворянскому гонору. Чем-то свежим пахнуло от пербых страниц повести и захватило читателя-демократа. Но с при­ ближением к цонцу ослабевает интерес к герою, ибо он свои «орлиный полет» закончил «благонравной чичиковщиной». Читатель равнодушно прощался с Молотовым, видя, что идти за ним некуда. В образе Потесина (из неоконченного романа «Брат и сестра») Помяловский показал активного протестанта против социальной несправедливости, который однако приходит к мысли о бесполезности всякой борьбы. Автор склонен это отступление героя объяснить его практической беспомощ­ ностью. Подлинная же причина кроется в другом: в отсут­ ствии теоретической мысли, которая освещала бы путь борьбы. Пожалуй, наиболее полно и многогранно положительный герой, созвучный идеалам шестидесятников, представлен был в поэзии Некрасова. В стихотворении «Песня Еремушке» он показал, каким должен быть этот новый человек: сме­ лым, волевым, любящим народ, готовым до последнего ды­ хания служить родине. Некрасов опоэтизировал образы Бе­ линского, Шевченко, Добролюбова, возведя их до типа пе­ редового деятеля эпохи." Таким образом, тема демократической интеллигенции имела солидные традиции в русской литературе и тем не менее Чернышевский сумел выбрать новые ситуации в сю­ жетном построении произведений, и поставить своих героев в такое положение, что неизбежно раскрывалась револю­ ционная сторона действительности. По его произведениям можно проследить идейное самоопределение, духовное соз­ ревание разночинцев. Галерея новых людей, созданных Чернышевским, много­ численна и разнообразна. Каждый из них имеет свою сферу деятельности, своих учителей и последователей. Вместе с 263

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=