УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

Таким образом, основное место в художественных произ­ ведениях Чернышевского занимают 60-е годы, когда он сто­ ял во главе революционно-мыслящей России. Центральным героем его романов и повестей выступает главный деятель эпохи — разночинец. Тема демократической интеллигенции освещалась в рус­ ской литературе и до Чернышевского, но, во - первых, она была побочной и, во - вторых, зачастую разрабатывалась в узко бытовом плане. Однако со временем разночинец станет теснить центральную фигуру в литературе— дворянство, хотя материальное положение ставило его в зависимость от имущественных классов и обрекало на роль домашнего учителя или мелкого служащего в каком-нибудь департа­ менте. Впервые о трудовой интеллигенции во всеуслышание заговорил Белинский в трагедии «Дмитрий Калинин». Об­ щественное положение Калинина, Сурского, Рудиной и То­ мина, как показывает автор, различно, но это не уничтожает их общие черты и признаки. Все они вышли из непривиле­ гированных сословий: дети чиновников и даже выходцев из крепостного сословия. Трудовая деятельность является их жизненной необходимостью. Трудятся не только мужчины, но даже Рудина вынуждена была «упо+ребить себе в пользу свое воспитание». Они осуждают крепостное право, взяточ­ ничество, произвол, однако ни автор, ни его герои не знают, где и как найти выход из бедственного положения. Образ разночинца привлек внимание и молодого Лермон­ това. Его Красинекий, шляхтич по рождению и мелкий чи­ новник по положению, пытается бороться за свое человече­ ское достоинство. Но идеалы Красинского не идут за преде­ лы личного благополучия. Он тщеславен, завистлив, мстите­ лен, мечтает о богатстве, с помощью которрго и думает от­ воевать себе место под солнцем. Менее настойчивым и более робким в поведении обрисо­ ван сын лекаря Круциферский. В изображении Герцена, Дмитрий Круциферский не борец. У него нет чувства соб­ ственного достоинства и плебейской гррдости, что позднее проявится у Молотова в столкновении с Обросимовыми. При виде самодурства Негрова у него «дрожали губы и выходили пятна на лице», но протестовать он был бессилен. Натура Круциферского раскрывается через романтиче­ ское чувство любви. Он—-невеста, а не жених, как замечает Крупов, все «корни его бытия были» в любви к жене. В конеч­ 261

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=