УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ t. Творческий путь Чернышевского свидетельствует о том, что художественные произведения органически входят в его литературное наследство. Писатель еще с юношеских лет тя­ готел к этому виду творчества, но только после ареста он смог вернуться к осуществлению своих давних намерений. Чернышевский, как пытливый разведчик, проник в неве­ домые стороны действительности 60-х годов, рассмотрев вновь формирующиеся характеры новых людей. В его твор­ честве отражена идейная эволюция русского передового об­ щества за несколько десятилетий. В юношеских повестях показаны им поиски жизненных идеалов молодежью 40-х годов. В «Истории одной девушки» действие происходит в мрачное семилетие и последующие за ним годы. Здесь на - ряду с рассказом о личной жизни главной героини поставлен и важнейший вопрос истории: смена поколений в нашем ос­ вободительном движении. В несохранившемся романе «Старина» действие протекало в начале -50-х годов. Автор сумел схватить в нем основные противоречия эпохи, воспро­ изведя «брожение умов» вплоть до крестьянского восстания в Поволжье. Расстановка политических сил в стране нака­ нуне революционной ситуации и борьба вокруг решения крестьянского вопроса ярко нарисованы в «Прологе». Время действия в романе «Алферьев» падает на годы революцион­ ной ситуации. В романе «Что делать?» действие начинает­ ся в 1852 г., а революционный финал отнесен к 1865 году. В романе «Повести в повести», как и в драматических про­ изведениях и в «мелких рассказах», действие происходит в дореформенные годы. Лишь только в романе «Отблески сияния» писатель попытался запечатлеть эпоху 70-х годов. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=