УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

цель. Из прошлой жизни Владимира Васильевича нам изве­ стно очень мало, а о других персонажах мы знаем еще мень­ ше. Отсутствие исторической полноты и бытовой конкретно сти, т. е. типических обстоятельств, делает содержание произ­ ведения отвлеченным. В нем не столько показана реальная жизнь, сколько выражено представление о ней, причем эт<, представление сложилось в сознании человека, отгорожен ного умственным барьером и тысячеверстным пространством от жизни страны на протяжении почти двух десятилетий. Судьбу литературы 70-х годов определяли ведущие писа­ тели эпохи: Некрасов, Щедрин, Г. Успенский, Толстой, Тур­ генев, Островский и др. Они показали процесс превращения феодальной России в буржуазную монархию, рост противо­ речий в капитализирующейся деревне, «раскрестьянивание крестьян» и т. д. Противоречия между барином и мужиком, как результат куцой реформы, дополнены были в эти годы борьбой между кулаком-мироедом и беднейшим крестьян­ ством. Все эти острые вопросы эпохи не нашли отражения в романе «Отблески сияния». «Товарищество Лореньки», пока­ занное в полной изоляции от жизни окружающего населения, хождение на именины и рассказ автора о найме сельско­ хозяйственных рабочих не дают представления о подлинном состоянии русской деревни 70-х гг. Я не хочу сказать, что в романе совершенно отсутствует жизненная правда. В нём много теоретического, весьма по­ лезного материала, изложенного писателем-бойцом, гумани­ стом, есть и правдивые зарисовки отдельных сцен — взять хотя бы сцену, когда крестьяне под видом почтительности разыгрывают из барыни чучело. Хорошо нарисована бойкая, бедовая девочка Таня, умело передана нелепая сплетня и др. Однако отдельные удачи не определяют в целом качеств произведения. В чем же кроются причины творческого бессилия Черны­ шевского? Их много: и неблагоприятные условия, в которых создавалось произведение, и возможная спешка в работе, и незавершенность авторского замысла, но главная — в дру­ гом. Чернышевский, как мыслитель, тяготел к решению боль­ ших и важных социально-политических проблем. И пока эти проблемы решались на материале хорошо ему известной эпохи 60-х годов, он создавал значительные в художествен­ ном отйошении произведения. Творческая трагедия писателя последних лет его пребывания в ссылке явилась результатом 258

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=