УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
«Далек мой путь, тяжел мой путь, Страшна судьба моя...» Да и вообще аллегория, система намеков и недомолвок Н широко используются в «Отблесках сияния». Так, например, |образы Авроры Васильевны, Антонины Михайловны и Вла димира Васильевича, помимо своего реалистического содер жания, заключают в себе широкие обобщения, вырастающие до символов. Оказывается, без омрачения Антонины Михай ловны невозможно освобождение Авроры Васильевны. «Ло- ;реньке’нельзя жить вместе с мамашей»,— говорит Владимир Васильевич. «Мамаша навсегда останется такою, какова она теперь;—такою, какою была всегда»,— поясняет он свою мысль. Эти и подобные им замечания подводят к мыс- L ли, что Антонина Михайловна олицетворяет собою старую, ^ барскую, консервативную Россию, она напоминает обобщаю- Ю’ЩИЙ образ бабушки из романа «Обрыв». Очевидно, Аврору г Васильевну в данном случае следует трактовать как образ I молодой России 60-х годов, потому-то от нее идут «отблески | сияния». Тогда и Владимира Васильевича следует понимать I как представителя нового поколения революционеров, при- р падающего к животворному источнику идей шестидесятни- I ков. Такая точка зрения была высказана в упоминаемой Т нами диссертации Э. Л. Ефременко, однако содержание I'самого образа не выражает существа революционеров ; 70-х годов. Краткие замечания по поводу художественной манеры | «Отблески сияния» убеждают нас в том, что форма психоло- (!. гического анализа, применяемая в романе, существенным I’ образом отличается от тех форм, которые использовал Чер- I нышевский в ранее написанных произведениях. В «Прологе» ; («Дневник Левицкого») и в «Истории одной девушки» про- рслеживался рост характера человека, формирование его и волевых, моральных и интеллектуальных качеств, отсюда !,!: и повышенный интерес к «диалектике души человека», к «те- I кучести характера». В «Отблесках сияния» перед Чернышев- I'ским стояла иная задача: раскрыть во всем многообразии В сложный мир героя, обнаружить устойчивые черты харак- тера, вполне определившиеся до начала действия в романе. «Однако чрезмерная идеологизация образа, неясность значе- К ния других действующих лиц в раскрытии общего замысла ! романа, почти полное отсутствие мотивировок поведения И |ероев лишили автора возможности осуществить намеченную ЯК $1? М. П. Николаев. 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=