УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
поговорить, занялись воспоминанием различных случаев не имеющих отношения к настоящему положению вещей. Особенно утомительна история с брильянтами. Зачастую бы вает и так, что мать говорит, а сын в это же время думает о своем, не слушая ее; попробуйте проследить за этим «разно голосым» дуэтом. Диалоги редки, тягучи, длинны, больше по хожи на чередование монологов. Обычно разговор ведется между двумя, редко тремя лицами, из которых один спраши вает, другой отвечает, потом собеседники меняются ролями Так как отсутствует единая линия в повествовании и чита тель теряется в многоплановости тематики, то и диалоги не всегда имеют органическое сцепление, в них отсутствуем объединяющая мысль. Во время разговора фигуры продол жают стоять на месте в застывшем виде, они или сами гово рят, или автор о них говорит, но не двигаются, не действуют. И прав А. П. Скафтымов, говоря, что герои не живут и не действуют, а все объясняют, почему им хочется жить. Отсутствие действия в произведении и статичность обра зов объясняется и тем, что разговоры идут большей частью о давно прошедших историях, о лицах, которые совершенно неизвестны читателю. Герои вдруг появляются и исчезают и нет возможности судить о их словах и поступках, так как ничего неизвестно о их прошлой жизни. В романе упоми нается около 40 имен, а читатель встречается непосредствен но только с восемью из них. Таким образом получается своего рода передача по радио, зрительного восприятия образов нет. Читатель чувствует себя среди многочисленных имен (Эленька, Лиденька, Ксенечка и т. п.) в положении человека, впервые попавшего в густо заселенный дом, в котором ему неизвестно расположение квартир и нет знакомых людей. Отсутствие движения в сюжетной линии романа в значитель пой мере «компенсируется» описательным элементом, что вообще для Чернышевского является необычным фактом. Однако многочисленные и подробно описанные картины при роды не запоминаются, в их изображении не хватает просто- 1 Ы и строгости. С одной из таких картин начинается роман. Просается в глаза обилие иностранных слов: баскеты, фесто ны, веранда, фасы, флора и т. д. Дальше идет подробное опи сание предметов, находящихся на столе: здесь был очень «высокий ящик палисандрового дерева с резьбою и инкру- стациею». В ящике лежат «фолианты огромного формата в богатых переплетах и изящные папки коллекций, гравюр и фотографий» (XIII, 629).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=