УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

ного счастья, мотивируя это своим тяжелым характером, в результате чего, по его мнению, он неизбежно сделает несчастной ту, которая свяжет с ним свою судьбу. В бытовой обстановке с ним, предупреждает он, ни о чем нельзя гово­ рить, «кроме пустяков, ни о чем важном личном, недоспро- ситься у него правды, даже зная ее, и говоря ему, что она в чем и вот в чем. У какой женщины достанет терпения ужиться с таким мужем?» — спрашивает он'(XIII, 679). Как понять это заявление? В романе ответа мы не най­ дем. Мистификация? Едва ли. Глубокая конспирация? Но если жена будет другом и единомышленником, то отпадет необходимость скрывать от нее свои мысли. Самое простое объяснение подскажет образ Рахметова: он отказался от личного счастья, отдавшись всецело делу революции. Но ведь в «Прологе» Чернышевский нашел более верное решение вопроса. Волгин не отказался от личной жизни, что не по­ мешало ему быть до конца последовательным революционе­ ром. Да и в «Отблесках сияния» Миша и Надежда Гри­ горьевна вместе готовы отдать свои силы на борьбу за счастье народа. Выходит, что они нашли более верное реше­ ние вопроса? Владимир Васильевич намечен в романе как тип ученого, теоретика, мыслителя Г В поисках правильного объяснения историческим событиям, философским системам и законам природы он неизбежно должен был познать своих идейных противников, т. е. тех «омерзительных вралей, на которых лежит умственная и нравственная ответственность за всю кровь, проливаемую их учениками— покровителями» (XIII, 637). Речь идет о механическом перенесении эволюционного , учения Дарвина в социологию. В своих раздумиях по этому вопросу он беспощадно разоблачает звериную сущность мальтузианства, провозгласившего зло источником добра," благотворной силой. «Тигр причина тому,—иронизирует :он,—что обезьяна стала умна, придумывая способы опаса­ ться от его когтей... Разум людям дал тигр... Истинный созда­ тель цивилизации, истинный творец наук и искусства — тигр. 1Возблагодарим его, и будем подражать ему для блага чело­ вечества. Благо человечества в том, чтобы люди были типра- I ------------- 1 См. статью М. Т. Пи н а е в а, Образ ученого в творчестве Н. Г. Чернышевского, сб. «Н. Г. Чернышевский», Саратов 1958, стр. 214— 27!. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=