УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

Васильевича. При встрече с ним она говорит: «Миша давно ваш, теперь и я ваша. Я удерживала его. Теперь сказала, я и за себя и за него. Где, в чем нужны (мы вам? Мы бро­ сим детей, все, всех детей...)». В каком-то экстазе она заявляет о готовности пойти на смерть. «Мамаша, сестры .аменят меня детям. Миша давно готов. Готова и я». — Этого не нужно, Надежда Григорьевна,—отвечает Владимир Васильевич.— Это было бы более, чем напрасно; было бы вредно. — Не нужно сейчас, теперь, ныне; мы знаем. Но через месяц, через неделю, завтра может понадобиться. Теперь или нет, скоро или нет, мы готовы' всегда»,— заявляет она (XIII, 711). Очевидно, Надежда Григорьевна должна была знамено­ вать собою пробуждение революционного сознания просто­ людинов и вместе с тем завершать собою разработку поло жительного образа русской женщины. Надежда Григорьевна, хочет убедить автор, стала вполне человеком, она готова пойти вместе с мужем и на борьбу, и на эшафот, и на катор гу. Этот замысел остался незавершенным. Читателю трудно поверить в существование такого человека, потому что ему совершенно неизвестно прошлое героини. Каким путем она пришла в стан сознательных, убежденных революционеров, какие житейские факты и идейные влияния способствовали формированию ее характера — остается тайной. Она появи лась внезапно, без предыстории, как в сказке. Надежда Григорьевна считает себя и мужа идейными последователями Владимира Васильевича, а последний заяв ляет, что в этих местах он был три года тому назад и тогда его состояние было еще более подавленным, чем в это-! приезд. Обращает на себя внимание и мотив неизбежности гибе ли, готовности к жертвенности, что напоминает исповедь Наливайко из одноименной поэмы Рылеева. У сознательно героических натур, у борцов второго поколения революции неров уверенность в победу заглушала мотивы обречен ности1. Проповедуя полноту человеческой жизни и право человс ка на счастье, Владимир Васильевич сам отказался от лич 1 Впрочем, не исключена возможность, что это был отклик на неодт '.ратные процессы народовольцев, ведь нечто подобное имеется у Турю нёвв (--Порог»). 250

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=