УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
время утратил способность действовать, то герой Чернышев ского испытывает подобное же состояние в результате раз гула общеевропейской реакции. Парижская Коммуна знаменовала собою новую эру в освободительной борьбе человечества. И в предстоящей схватке русского народа с восточным варварством, как на зывал Маркс русский царизм, опыт коммунаров должен быть учтен. Теоретически это осознает и Владимир Василье вич, но у него нет программы действия. Именно отсутствие у центрального героя программы действия, противоречивость и незавершенность его образа составляет одну из слабых сторон романа. Владимир Васильевич производит двойственное впечат ление. Так, одна из его почитательниц с восторгом говорит ему: «Вы человек бестрепетного мужества, когда дело идет о вопросах науки или общего блага...», «Вы непрерывно вол нуетесь сильными стремлениями то любви, то ненависти»,- добавляет Надежда Григорьевна (XIII, 771 —772). Но, к сожалению, поведение самого героя свидетельствует о его апатическом состоянии, и его апатия стала не мимолетным явлением, а натуральным состоянием его духа. Если же что- либо выводит его из этого состояния, то он усилием воли снова возвращается к нему. Сам Владимир Васильевич готов отрицать у себя и ум, и знание, и честность. На похвалу собеседницы он говорит: «Как вам сказать? —Отчасти, разу меется, не совсем дурной, но отчасти...— он вздохнул,— от части... такой, что сам не понимаю, как это возможно, быть такою дрянью» (XIII, 766). Эти слова заставляют вспомнить нелестный отзыв Волгина о самом себе. Возможно, и права Надежда Григорьевна, считая апатию Владимира Василье вича искусственной, этой маской он скрывает свое истинное состояние. В одной из диссертаций высказано было утверждение, что Чернышевский в лице Владимира Васильевича создал образ «одного из руководителей революции, организатора революци онного подполья» эпохи 70-х годов Г С подобным заявлением никак нельзя согласиться. Чернышевский так и остался на уровне революционеров 60-х годов. Последующего этапа в освободительном движении он не знал, да если бы и знал, то не признал бы программы народовольцев. Его Владимир 1 Э. Л. Е ф р е м е н к о, Роман Н. Г. Чернышевского «Отблески сия пня». М., 1953, стр. 118. 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=