УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

луй, не верил в близость и плодотворность общественного ка­ таклизма» С подобными комментариями нельзя согласиться. Личная жизнь писателя после его «политической смерти», его пере­ писка, художественные произведеьия и воспоминания о нем свидетельствуют о его непоколебимой уверенности в правиль­ ности избранного им пути, о верности революции не только в мыслях, но и в готовности практически принять в ней участие2. Признание Чернышевского, если оно и было сделано, сле­ дует рассматривать как шутку над собою, а серьезная сторона дела заключается в другом. Ведь знаменование козла сбылось, гибель Шамиля была предрешена. И Чернышевский верил в неизбежный конец деспотизма, только в своем предсказании он опередил время, за что и пострадал. Чернышевский знал татарский язык. Еще в романе «Пове­ сти в повести» сказку «Лань» он выдавал за перевод с татар­ ского. И к «Кормило кормчему» гоже имеется указание «пе­ ревод с татарского». Общеизвестен его интерес к восточной поэзии —«LIiax-Наме». «Тысяча и одна ночь» и др. произведе­ ниям. Для рассказа «Кормило кормчему» он избрал стиль восточной «цветистой» прозы. Сделано это не только для соблю­ дения локального принципа, но и с целью пародирования. ‘Рассказ разбит на 10 небольших глав по 1—1,5 страницу, Внутри глав дается нумерация предложений, в каждом из них выражается законченная мысль. Наряду с вымышленными ге­ роями действуют и исторические личности: Шамиль, Ворон­ цов, маршал Бюжо, Абд-Эль-Кадер. ’Иногда обозначение вре­ мени действия дается по этим историческим личностям, вро­ де: «И были на Кавказе дни Шамиля и дни князя Воронцова», или: «Во дни Абд-Эль-Кадера и маршала Бюжо был в Алжи- рпи в горах Джурджурских, человек угодный богу». На всем повествовании лежит печать эпической неторопливости. Мед­ лительность повествования создается благодаря многословию, повторениям, рефренам и т. п. приемам письма, что характерно для стиля «1001 ночи». Вот одно из таких мест: «И в двадца­ тое лето дней Шамиля, и в десятое лето дней князя Воронцо­ ва, в месяц Шеввале, в первый день месяца, в праздник Вели­ кого Байрама, в первый день праздника, в седьмой час дня, пришел Абу-Джафар в Гуниб во двор Шамилев, и сын его i 1 В. Г. К о р о л е н к о , Соч.. изд. «Огонек», т. 5, стр. 62. I, 5 См. его письмо к жене от 12.1/1871 г. (т. XIV, 504). 233

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=