УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

на этот раз ему удалось одурачить народ, чему помогли слепое доверие к имаму, религиозный фанатизм и невежество. Но со временем противоречия между Шамилем и его приближен­ ными, с одной стороны, и горским -народом, с другой, будут возрастать. Это в конце концов станет одной из причин пора­ жения Шамиля. Шамиль в рассказе Чернышевского олицетворяет собою восточный деспотизм, такова же, как известно, точка зрения на пего и Л. Н. Толстого, который неоднократно говорил, что он намеревается «показать двух деспотов, попирающих интересы народные: Николая I и Шамиля». Правда, у автора «Хаджн- Мурата» свои художественные средства и нельзя ставить зна­ ка равенства между превосходным романом Толстого и рас­ сказом Чернышевского. В данном случае нас интересует отно­ шение авторов названных произведений к Шамилю, и здесь обнаруживается много общего. Явно сатирически представлен в рассказе марабут, пропо­ ведник аскетизма и прорицатель предначертаний аллаха. И отец его, и сам он продавал «втайне водку правоверным; въяве же,— девушек Джурджурских французским офицерам». Ему было все равно, кому служить, лишь бы извлечь выгоду. В Алжире он был угоден маршалу Бюжо и Абд-эль-Кадеру, а на Кавказе Шамилю и Воронцову, «потому прозвали его .марабут Абу-Джафар Продажная Душа» (XVI, 338). Считая «Кормило кормчему» и «Знамение на кровле» уче­ ной шуткой, автор в комическом плане рисует и образ Пожи­ рателя Книг. Как известно, еще в студенческие годы Черны­ шевский увлекался идеей изобретения вечного двигателя, счи­ тая «себя одним из великих орудий бога для сотворения блага еловечеству». Юноша думал путем своего изобретения снять с человека проклятие: «в поте лица своего снеси хлеб твой». Только высокая техника способна создать материальную обе­ спеченность и благоприятные условия для умственного и нрав­ ственного развития человека. Образ благородного мечтателя по имени Пожирателя Книг он и дал в своих рассказах. Его машина должна принести блага человеку, она годится для малой и большой работы: «строить дороги; и проводить ка­ налы; и поправлять реки; и проводить канавами и ручьями и реками .воду для поливания полей; и отводить воду канавами, реками, чтоб не было болот, и не было болезни от болот» и Т. д. Но Пожиратель Книг совершил ошибку. Оказывается, бедность зависит не от того, что мало у людей силы для рабо­ ты, причина кроется в несправедливости. «И пока не будет 231

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=