УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
етвемных душ» (XIII, 532J. Чернышевский пишет о междоусо бицах, грабежах, насилиях, которые не давали возможности мирно жить и трудиться. «Едва отразили патриоты одно чу жое войско, идет другой чужой с армией, еще более многочис ленною, и успел разбить патриотов, и раздавить глупцов, при глашавших его, и привольно с конца до конца острова грабит и жжет, насилует и режет. Завладел, и продолжает грабить уж по законному праву» (XIII, 529). Нечто подобное читаем мы у Щедрина: различные племена враждовали, между собою, «взаимно разорили они свои земли, взаймно надругались над своими женами и деьами». Указывая на некоторое сходство рассказа «Потомок Бар- баруссы» и «Истории одного города», следует оговориться, что авторы их независимо друг от друга сумели от критики от дельных сторон действительности подойти к сатирическому обобщению всех уродств, порождаемых деспотической властью самодержавия. 2. Явно сатирический характер имеют и два других рассказа: «Кормило кормчему» и «Знамение на кровле». Сам автор рассматривал последний из них как «ученый фарс». Слово фарс употребляется здесь в значении грубой шутки, шутов ской выходки. В названных рассказах действие происходит на Кавказе в 40-х годах XIX века, во время движения горцев под руководством Шамиля. Чернышевский не касается всего мюридизма и не дает ему оценки, его интересует личность самого Шамиля и то преимуще ственно в плане его взаимоотношения с народом К Автор по казывает Шамиля в очень неприглядном виде. Правда, Ша миль не лишен ума, находчивости, смекалки, но все эти поло жительные качества направлены на то, чтобы умело играть на религиозном фанатизме горских народов». «Бог велик; и 1 Вопрос о значении национально-освободительного движения горцев, о степени его прогрессивности, а также о личности самого Шамиля до сих пор продолжает оставаться дискуссионным. См. об этом: Н. А. См и р н о в , Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе, М., 1952; А. М. П и к м а н, О борьбе кавказских горцев с цар скими колонизаторами, журн. «Вопросы истории», 1956, № 3; Г. Д . Д а нии л о в , О движении горцев под руководством Шамиля, журн. «Вон росы истории». 1956, № 7; А. В. Ф а д е е в, О внутренней социальной базе мюридистического движения на Кавказе в XIX веке, журн. «Воп росы истории»,. 1955, № 6; С. К- Б у ш у е в , О кавказском мюридизме, журн. «Вопросы истории», № 12, 1956 г. и др. ?29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=