УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

этого она выступает перед читателем как женщина жалкая, забитая, одинокая и бесправная, задавленная этикетом и мнимым величием. Такова спутница жизни властолюбивого, тщеславного Альфонсо. Он женился на ней из геральдических побуждений, потому и не удивительно, что между супругами отсутствуют теплые искренние чувства и что любовница Бари стала «узаконенным» членом их семейства. Судить о художественных достоинствах'рассказа «Потомок Барбаруссы» не представляет возможным ввиду его незакон­ ченности, но что написан он в сатирическом стиле, это не под­ лежит сомнению. Чернышевский пародирует официальную ис­ ториографию *, осмеивает феодальные порядки,критикует эти­ ку людей господствующего класса, их представления о браке и семье, их извращенное понимание изятцного и т. д. Автор индивидуализирует черты личности князя, но вместе с тем этот образ воспринимается как широкое обобщение ти­ пических черт людей знатной аристократии. Даже внешность и голос князя свидетельствует о его высоком происхождении. «Князь сидел в шлафроке, уж напудренный. Князь Альфонсо действительно был добрый господин; и величественный и кра­ сивый: полный блондин, высокого роста, с большим лбом, с орлиным носом, с толстыми губами, с розовыми щеками. Те­ перь красивое лицо ласково улыбалось, лишь немножко с ирониею; в серых глазах была веселость, отчасти насмешли­ вая» (XIII, 535). Здесь все: его фигура, осанка, выраженио лица должны подчеркивать величие, претензии на положение избранника, отпрыска императорской крови. И даже насмеш­ ливое выражение глаз говорило о его проницательности, даль­ новидности, споробности распутывать дипломатическую игру. Князь не лишен остроумия, но ум его испорченный, ум ци­ ника. Прибегает Чернышевский и к приему характеристики че­ рез голос. Когда князь остался недоволен брошюрой библио­ текаря, то в голосе его послышалось «рокотание гнева, но по­ ка еще сдерживаемое, едва заметное» (XIII, 536). Постепенно рокотание нарастает и переходит в грохотание, от которого у бедного библиотекаря перестало биться сердце. Князь разыгрывает из себя благодетеля и мецената, на са­ мом деле он дипломат, взявший на вооружение ложь и лице­ мерие. 1 «История вся сплошь набита похвалами фактам, которые не может оправдывать добрый, честный, неглупый человек»,—писал он сыну (т. XIV, 598). 15* 227

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=