УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
тель-Бельпассо было таким осквернением дворца, какому еще не подвергалась эта резиденция» (XIII, 534). , Князь видел подлую душу и жадность Бари и знал, что она не чиста на руку, но она была незаменима: «такой маете рицы прислуживаться сладострастию не знавал князь Альфон со при всей обширности своих знакомств по этому вопросу»,- иронизирует автор (XIII, 534). Развращенность князя не ме шала ему добросовестно исполнять и свои обязанности супру га, как иронически замечает Чернышевский, свидетельством чему являются 4 сына и несколько дочерей, рожденных княги ней Вильгельминой. При создании образа княгини автор цреж де всего использует прием портретной характеристики, прибе гая при этом к заострению внешних несообразностей. Княгиню обожали за доброту и уважали з^внешний вид, пишет автор, тогда как для читателя ясно, что перед ним говорящая кукла, а не человек, потому ее не <за что ни обожать, ни уважать. Вильгельмина тоже, как и Бари, была немка, блондинка, иначе Альфонсо не женился бы на ней. Воспитана она была в таких строгих правилах благонравия, что выходила «замуж существом, уже совершенно забитым, замуштрованным. Чем дальше, тем больше делалась идиоткою. И теперь, года через три— четыре после свадьбы, она имела лицо до такой степени оробелое и обессмыслившееся, что мудрено было даже разо брать, были ль черты ее лица красивы. Нечто кругловатое, желтоватое, с мутными белками, на которых на каждом по голубому круглому пятну, — глазами этого нельзя назвать: остальное, как следует: нос, и уши, и рот; можно ли все это назвать человеческим лицом?» (XIII, 534— 535). На ней всегда было много дорогих украшений, которые, с одной сто роны, свидетельствовали о богатстве, с другой— об отсутст вии вкуса. Она принимает Прочиду в темном платье, на кото ром были с десяток, «бриллиантовых блях, нацепленных о i маковки до пояса повсюду, где только возможно пришпи лить, и с двумя, тремя десятками перстней всяческих цветов на пальцах...». При появлении библиотекаря она «пошевелила несгибающимися от перстней пальцами руки с знак того, что видит и приветствует» его. Княгиня произносит фразу: «Ска жите этой Бари, синьор Прочида: я прощаю ей все за это. Желаю вам успеха, синьор Прочида». И автор делает замеча ние к сказанному: «В голосе ее было что-то подобное чувству. На лице промелькнуло нечто подобное смыслу. Она слегка наклонила голову в знак, что аудиенция кончена» (XIII, 535). О ее душевном состоянии автор ничего не говорит, но и без 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=