УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
Повесть «Мое оправдание» представляет совершенно за конченное самостоятельное произведение и относится к жанру психологических повестей. В этом ее сходство с повестью ЧИстория одной девушки» и особенно с драмой «Другим не- иьзя», однако форма психологического анализа в ней иная, ?‘<чем в названной повести. Автор не дает постепенного вызрева ния любовного чувства у главной героини Элеоноры, как это (показал он у Лизы Свилиной. Его интересует проявление душевного состояния героини в ее поведении, поступках и отношениях к близким. Элеонора стремится сохранить вер- Жность умершему Жоржу, потому любовь к ней Сеттембрнпи Ж «она рассматривает как личное оскорбление. Ей кажется, что Сеттембрипи плохого мнения о ней, иначе он не допустил бы ■даже мысли влюбиться в нее. Первая поездка влюбленного на К свидание в Арль закончилась плачевно, как и следовало ожи- I дать. Элеонора оказалась женщиной твердого характера и ■('большой силы воли. Обеспокоенная мать не может объяснить 1 поведение дочери, которая даже не хочет выйти к гостю. «Я Л не могу понять ее; я опасаюсь за ее рассудок»,—говорит она. к Наконец Элеонора появилась и только затем, чтобы сказать: » «Я любила Жоржа, больше ничего не могу сказать вам. За- I будьте меня. Дайте руку на прощанье» (XIII, 793). О причинах смятения й ее нелюбезного поведения с Сеттем- | брини можно только догадываться, предполагать. Одно из Р двух: или она действительно грустит по мужу, не оправившись В. ют тяжелого удара, или же боится остаться наедине с мужчи- I ной, к которому сама неравнодушна. И только предсказание р мистера Бриггса приоткрывает завесу на мотивы поведения г героини: поездка была преждевременна, чувство должно со- Ц зреть, как созревает плод. «Не унывайте,—утешает он.—Через в .два года, вероятно даже раньше, вы найдете прием, какого за- |: служиваете». (XIII, 794). Следующий этап в развитии чувства героини проявляется у в ее повышенной раздражительности. Она не могла спокойно | слышать имени Сеттембринн, резко отозвалась о нем, назы- ! вая его эгоистом, человеком с грубыми чувствами. Элеонора ■' продолжает сопротивляться чувству любви, однако силы ее К. постепенно ослабевают. Она уже не прочь бы повидать Сеттем- I брини, но не хочет признаться в этом ни себе, ни родным. I Тонкие психологические переживания героини автор рисует Ч пежньрш мягкими полутонами. Матери она говорит: «Я уве- рена, он давно стыдится бскорбительной для меня мысли, что я ) изменю памяти Жоржа». Но между строк сквозит сожаление, 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=