УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
ворить все, не опасаясь ни насмешки, ни порицания, ни измены». Вязовский весьма неодобрительно относится к русской ли тературе, признаваясь: «вот уже одиннадцать лет почти ничего (не читает—М. Н.)\ со смерти Некрасова» (XIII, 856). Нам известна любовь Чернышевского наличности Некрасова и вы сокая оценка его поэзии. В данном случае Вязовский выразил чувства и мысли самого автора. Признание Вазовского в люб ви к Некрасову тем более драгоценно, что в 80-е годы с усиле нием реакции началась ревизия эстетики революционных де мократов, и теоретики «чистого искусства» подняли на щит поэзию Фета, пытаясь лишить автора «Кому на Руси жить хорошо» звания поэта вообще. «Да, хороший был человек! — говорит Вязовский о Некрасове,—благородный, великодушный, кроткий,— да, кроткий, при такой силе характера. И какого ума был человек?» 1 (XIII, 856). Вязовский ценит его це толь ко как поэта народного быта, поэта прогресса, но вместе с тем считает его великим поэтом любви. «Со смерти Гете,—говорит он,—не было такого великого поэта любви». На замечание собеседника, что многие думают о Некрасове иначе, Вязовский делает обобщающий вывод: «В том-то и дело, Владимир Ми хайлович, что обо многом я думаю не так, как думают вообще». Присутствие рассказчика в повести «Вечера у княгини Старобельской» не ограничивается только его ролью повество вателя, он вместе с тем выступает и как учитель, внушая лю дям правильные понятия о вещах и событиях. Тому же Глин скому он говорит: «знакомство со мной и будет полезно для вас: вы научитесь многое понимать правильнее, чем понимаете теперь» (XIII, 856). И княгиня пригласила его с той целью, чтобы он подсказал ей выход из затруднительного положения: она любит князя Серпуховского, но, желая сохранить верность умершему мужу и опасаясь болезненного' восприятия ее за мужества со стороны детей, сопротивляется своему чувству. Из задуманного цикла повестей написана лишь повесть «Мое оправдание», которая обрамляется рассказом Вязовского о самом себе. Вязовский в дальнейшем и должен выступить объединяющим началом всех 17 вечеров, во время которых будут исполняться художественные произведения различных жанров. * 1 Эти и дальнейшие признания Вязовского заставляют вспомнить опенку Некрасова Чернышевским, данную им в письме к Пыпину от 14 авг. 1877 г. (т. XV, 88). 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=