УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

ствует также единое мнение о степени выполнения задуман­ ных писателем циклов. Одни утверждают, что «Чтения в Бе­ лом зале» были написаны, а затем уничтожены самим же Чернышевским ', другие заявляют, что писатель только за­ готовил для него некоторые рассказы2. Николаев кратко передает и канву романа. Действие происходит в Сици.тии, около Катании. Волгин в начале рома­ на лежит на холме и любуется природой и мирной работой по­ селян. «Идея романа вся тут: счастье — это святой’и освя­ щенный человеком труд в соединении с всесторонним разви­ тием личности, живущей полною и потому красивою жизнью». Люди разных сословий, профессий и национально­ стей живут в замке маркизы Бельжзиозо, в белой зале и происходят заседания «Тайно-явного общества - академии Ниноны». Затем давалось подробное описание архитектуры. Личности то исчезают, то появляются. Они делают последние попытки договориться, а пока заняты iразвлечениями. Раз­ очарованная компания решила, наконец, устроить личную жизнь, с этой целью она (компания) уезжает на Маркизские острова, чтобы организовать там коммуну. Нам частично известна и тематика романа. Первая тема захватывает седую древность, жизнь самнитов. Двое юношей любят одну девушку, один из них оказался счастливым избранником. Начинается война. Закон неумолим: кто придет последним на сборный пункт, тот будет казнен. Последним оказался молодой счастливец, но вскоре появляется его неудачный соперник, который сознательно задержался в лесу, чтобы спасти избранника любимой им девушки3. Вторая тема была из средних веков, когда происходила борьба крестьян с баронами, которые старались обратить их в своих крепостных. Первую роль должна была играть- 1Так, например, Шаганов писал, что Чернышевский после уничтожения рукописи очень сожалел об этом: «Надо писать все снова,-— говорил он,— потому все и не принимаюсь», указ. книга Шаганова, стр. 36. I 2 «Рассказы из Белого зала» или «Академия Ниноны» не были напи­ саны; Чернышевский только задумал ее и приготовил для нее множество отдельных эпизодов» (П. Ф. Николаев , Указ. книга, стр. 41). ВА Эта тема, очевидно, была заимствована из импровизаций М. Л. Ми­ хайлова, которую слышал Чернышевский в Кадае. Ему особенно нрави­ лись картины из жизни доисторического человека, опубликованные впо­ следствии в журн. «Дело» за 1869 г. под названием «За пределами истории (за миллионы лет)». 207

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=