УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
она не отвечала «высшим требованиям» театральной куль туры. Ее политическая острота и злободневность, показ враждебных народу сил в непривлекательном виде не жела тельны были хозяевам жизни. Да и в советское время теат ральные работники не проявляли интереса к драматическим произведениям Чернышевского. Так они и существовали вне театра более 80 лет. Лишь только в 1952 году коллектив театра Советской Армии решил показать советскому зрителю комедию «Масте рица варить кашу». Появление имени Чернышевского на театральных афишах было в некотором роде открытием и вызвало довольно настороженное отношение к самому спектаклю. Театр сумел рассеять это предвзятое мнение1. Во всем спектакле ведущим является принцип подлинной реалистической сатиры. Он выражен и в режиссерском реше нии, и в декоративном оформлении, и в актерской игре. Театр проявил много такта и изобретательности. Так, у Чернышев ского комедия в одном действии, постановщики сделали спектакль в 3-х действиях, и это не противоречит авторскому замыслу. Ведь и у самого Чернышевского в одном из много численных заглавий сказано: «Тише едешь, дальше будешь. Пастораль в 3-х действиях». Условия сцены, очевидно, заста вили автора отказаться от написания пьесы в 3-х действиях, но материал для одного действия чрезмерно велик. Для рас ширения текста комедии были использованы рукописи и удачно включены некоторые выпущенные автором сцены (например, разговор об альбоме), за исключением одной. Я имею в виду сцену массирования ног с подробностями жен ского туалета. Она, во-первых, гротескна и, во-вторых, с привкусом сальности. Имеются и другие нововведения. Так, например, в пьесе <Семка должен петь за сценой, в спектакле он выступает на сцене, причем его исполнение сопровождается неуклюжим танцем двух толстых деревенских женщин, что должно озна чать танец русалок. Эта «находка» театра сильнее оттеняет пародийную направленность пьесы против салонной лите ратуры. 1Режиссер спектакля В. С. Канцель, режиссер-ассистент— Б. А. Львов, художники— В. Я- Мазенко, Г. А. Трушин, композитор— В. Я. Шабалин, танец поставлен С. Г. Корень. 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=