УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

она не отвечала «высшим требованиям» театральной куль­ туры. Ее политическая острота и злободневность, показ враждебных народу сил в непривлекательном виде не жела­ тельны были хозяевам жизни. Да и в советское время теат­ ральные работники не проявляли интереса к драматическим произведениям Чернышевского. Так они и существовали вне театра более 80 лет. Лишь только в 1952 году коллектив театра Советской Армии решил показать советскому зрителю комедию «Масте­ рица варить кашу». Появление имени Чернышевского на театральных афишах было в некотором роде открытием и вызвало довольно настороженное отношение к самому спектаклю. Театр сумел рассеять это предвзятое мнение1. Во всем спектакле ведущим является принцип подлинной реалистической сатиры. Он выражен и в режиссерском реше­ нии, и в декоративном оформлении, и в актерской игре. Театр проявил много такта и изобретательности. Так, у Чернышев­ ского комедия в одном действии, постановщики сделали спектакль в 3-х действиях, и это не противоречит авторскому замыслу. Ведь и у самого Чернышевского в одном из много­ численных заглавий сказано: «Тише едешь, дальше будешь. Пастораль в 3-х действиях». Условия сцены, очевидно, заста­ вили автора отказаться от написания пьесы в 3-х действиях, но материал для одного действия чрезмерно велик. Для рас­ ширения текста комедии были использованы рукописи и удачно включены некоторые выпущенные автором сцены (например, разговор об альбоме), за исключением одной. Я имею в виду сцену массирования ног с подробностями жен­ ского туалета. Она, во-первых, гротескна и, во-вторых, с привкусом сальности. Имеются и другие нововведения. Так, например, в пьесе <Семка должен петь за сценой, в спектакле он выступает на сцене, причем его исполнение сопровождается неуклюжим танцем двух толстых деревенских женщин, что должно озна­ чать танец русалок. Эта «находка» театра сильнее оттеняет пародийную направленность пьесы против салонной лите­ ратуры. 1Режиссер спектакля В. С. Канцель, режиссер-ассистент— Б. А. Львов, художники— В. Я- Мазенко, Г. А. Трушин, композитор— В. Я. Шабалин, танец поставлен С. Г. Корень. 203

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=