УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

' ния. Но потом судьба ее устраивается благополучно, богатый помещик Радугин женится на ней, пренебрегая сословными предрассудками. Так в либерально-слащавом плане разре­ шается социальный конфликт первостепенной важности. Из народного же быта взят материал Писемским для «Горькой судьбины», но и в этой пьесе житейская драма не дается как результат классовых противоречий, а разверты­ вается на личной почве. Нет правых и нет виноватых — вот вывод, к которому приходит автор. Лизавета — жертва не барина, а мужа-крестьянина. Она его не любила, а барин ей мил просто как мужчина. Он добр, искренен и всячески стремится облегчить ее положение. Все, оказывается, зави­ село от неукротимого нрава Анания, легко впадающего в азарт. В комедии «Мастерица варить кашу» тоже одной из глав­ ных героинь выступает дочь народа, Наденька, однако кон­ фликт между господами и слугами разрешается Чернышев­ ским Ие в бытовом, а в социально-политическом аспекте, тем самым автор утверждает идею народной силы и неизбежно­ сти торжества народа. Социально-бытовая комедия и социально-психологическая драма создавались Грибоедовым, Гоголем, Тургеневым, Островским и др. писателями. Чернышевский же, как и Щедрин, закладывал основы социально-политической коме­ дии и драмы. Комедия «Мастерица варить кашу» имеет аллегорическую форму. Аллегория вообще была широко использована демократической литературой с целью обличе­ ния, с одной стороны, и утверждения революционной роман­ тики — с другой. Однако сама форма аллегории в известной мере отстраняла писателя от конкретно-бытовой обстановки, в результате чего получалась некоторая абстракция._3десь важно было прежде всего выразить саму идею. Печать та­ кой отвлеченности от конкретно-бытовой среды лежит и на комедии Чернышевского. Социально-политическую комедию и драму позднее соз­ даст Горький. Его драматические произведения очищены от аллегорической формы и построены на ведущих конфликтах эпохи, выражающих конкретно-историческую расстановку классовых сил в стране. И в этом плане Чернышевский был одним из его ранних предшественников. Комедия «Мастерица варить кашу» не могла появиться на казенной сцене царской России. И не только потому, что 202 \

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=