УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

I В В Е Д Е Н И Е 1. Предлагаемая работа составляет вторую часть моногра­ фического исследования на тему «Творческий путь Н. Г. Чер-* нышевского как художника слова». Как известно, дореволюционное литературоведение в об­ ласти изучения художественного наследия Чернышевского приходило к Великой Октябрьской революции с весьма скуд­ ными результатами. Испытание временем выдержали лишь статья Д. И. Писарева «Мыслящий пролетариат» и работы Г. В. Плеханова о Чернышевском 1. Такая безотрадная кар­ тина объясняется не только цензурным гнетом и опасностью заниматься «неблагодарной» темой. Дело заключалось прежде всего в слабости самой литературной науки. Демо­ кратический период ее, когда действовали такие корифеи, как Белинский, Чернышевский и Добролюбов, находился далеко позади. Их славные традиции буржуазное литера­ туроведение постаралось предать забвению или извратило, а марксистское литературоведение, преследуемое цензурой и официозной печатью, только набирало силы. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что многие беллетристические произведения Чернышевского лежали в архивах 3-го отде­ ления и о их существовании не знали даже специалисты («Повести в повести», полный текст «Алферьева», «Мелкие рассказы» и др.). Публикацией его сочинений занимались отдельные энтузиасты из числа родственников или почита­ телей писателя (М. Н. Чернышевский, Е. Ляцкий и др.), тогда как литературная общественность и государственные 1 Изучение романа «Что делать?» в дореволюционную пору осве­ щается в нашей книге «Семинарий по Чернышевскому», Учпедгиз, 1954, стр. 5—27. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=