УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
дям, не равным ему по общественному положению. Он так и не счел нужным запомнить отчество Зиновьева. С самодо вольством кретина Хоненев подчеркивает свое неравенство с Еленой Михайловной: «Кто я и кто она?»—спрашивает он.—Могу ли я жениться на ней? Это было бы, как бы сме шать золото с грязью, не правда ли?» (XIII, 497). Давая оценку чиновникам среднего круга, он заявляет: «С дурака ми и нельзя поступать иначе, как с дураками». У Хоненева развращенность сочетается с гордостью за свой род. По его уверению, Хоненевы с женщинами никогда не поступали подло, и он желает быть хранителем «рыцар ских» нравов. Однако своим отношением к Елене Михайловне он зачеркивает эти «фамильные традиции». Человек недалекого ума и повышенного самомнения, он неравнодушен к почестям и лести. Именно на этой струне и сыграл Парадизов. Иногда Леонид Александрович проявляет потуги на остроумие. Он без конца повторяет фразу Сере жи («сестрицы с бородою», по его определению): «Благода ря начальству». Короваев исключительно метко назвал его «индюком», хотя вообще отношение к нему со стороны по ложительных героев довольно снисходительное. Они видят, что изломанность Хоненева — результат его воспитания, сле довательно, повинна не столько личность, сколько социаль ная среда. Необходимым членом паразитического общества является Горбылев. Ведущую черту его характера определил сам ав тор: «Идиот с ангельским сердцем и волчьим аппетитом». Он числится на службе, но делом не занимается, проводя боль шую часть времени на кухне у Зиновьева. Когда речь захо дит о еде, он лишается дара речи и начинает мычать: «М-ээм...», «Сладко-с», «Еще слаще-с!», «Так-с». О своем безделиц свидетельствует и сам Горбылев, заявляя, что у него, «здоровье слабое-с. Все говорят: «Нежная комплек ция»,—даже смеются-с. А мне-то и на руку-с делов-то не де- лать-с» (XIII, 488). На самом деле «комплекция» Горбылева довольно крепкая, над ним потешаются, а он, юродствуя, ис пользует эти насмешки в своих интересах. Роль Горбылева в развитии действия невелика, значение его в другом. Через него протягиваются нити к помещице Пырятиной, занятой це лые дни разгадыванием вещих снов, к Богодуховскому мо настырю, который использовал его как прорицателя, к аре стантским этапам. На недоуменный вопрос относительно его святости Горбылев простодушно отвечает: «Я и сам не ду- 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=