УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
В пьесе отсутствует экспозиция, она сразу же начинается с действия *. В первых двух актах борьба разгорается вокруг главной героини. Противники Елены Михайловны пускают в ход ложь, интригу, уговоры и принуждения, чтобы сломить ее волю к сопротивлению. Так в процессе борьбы раскры вается душевный мир героини, показывается становление ее характера. Первый этап борьбы Елены Михайловны за личную свобо ду и независимость увенчался победой, но драма не законче на. Она не может забыть прошлого. Третье действие проис ходит через четыре года. Фиктивный брак Короваевых давно превратился в действительный, но их семейное счастье омра чается грустными раздумиями Елены Михайловны. Назре вает новый душевный конфликт, снова узел•противоречий. Как быть? В пьесе действуют представители различных слоев насе ления России. Одни из них обрисованы с явной симпатией, другие — в остро сатирическом плане. Отсюда идет и свое образное сочетание драматических элементов с комическими и сатирическими. Действующие лица делятся на два лагеря: люди новых моральных принципов (Елена Михайловна, Сви ридов, Короваев) и носители прогнивших моральных устоев (Зиновьев, Парадизов, Хоненев). В развитии интриги первостепенная роль принадлежит Парадизову. В пояснениях к действующим лицам, которые являются своеобразным «преуведомлением для господ акте ров», автор так определяет основные черты характера Пара- дизова: «Страдалец за правду2, с незапамятных времен выг нанный из службы, как выжига, нестерпимый никакому на чальству, ни добрейшему, ни подлейшему» (XIII, 457). Пара дизов вскормлен чиновно-бюрократическим строем царской России. Все помыслы его направлены к наживе, ерничеству. 1 В воспоминаниях В. Г. Короленко, записанных им с чужих слов, го ворится о повести с названием «Другим нельзя». Действие в ней происхо дит на необитаемом острове, а затем—в Англии, где пуританская мораль осудила героев за нарушение ими общепринятых норм нравственности. Передав содержание повести, писатель делает, на мой взгляд, вполне правдоподобное предположение: «Нельзя ли допустить, что было два ва рианта. Чернышевский мог сначала кому-нибудь читать написанную по весть, которую затем написал уже в форме драмы» (В. Г. К о р о л е н ко, Собр. соч., библиотека «Огонек», М., т. 5, стр. 17). 2 Стандартное выражение жуликов, употребленное в ироническом смысле. У Сухово Кобылина Расплюев тоже считал себя «страдальцем за правду». 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=